А.С. Пушкин в 1822 году. Летопись жизни и творчества

5.06.2022

Значимость фигуры А.С. Пушкина в России и непрерывно поддерживаемая актуальность «пушкинского мифа» предопределили некоторые особенности культурной и научной рецепции биографии писателя. Многолетнее тщательное изучение его судьбы привело к тому, что в настоящее время возможно реконструировать едва ли не каждый день жизни классика.

Мы открываем рубрику «Летопись жизни и творчества А.С. Пушкина» и попытаемся разобраться, чем занимался поэт ровно 200 лет назад, в 1822 году.

Пожалуй, наиболее меткая характеристика жизни А.С. Пушкина в 1822 году принадлежит И.П. Липранди, автору воспоминаний о поэте. В дневнике С.И. Тургенева сохранилось его следующее наблюдение:

«Об Александре Пушкине сказывал он [Липранди] мне, что он ведет жизнь беспутную, бродит по кабакам, делает долги, и весь в рубище. Однако же притом и пишет стихи, и даже трудится над ними».

Ровно 200 лет назад, в 1822 году, великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин находился в Кишиневе, в Южной ссылке. Именно в это время его имя стало известно всей читающей России. С конца 1821 г. на сцене московского императорского театра на Моховой идет балет по поэме «Руслан и Людмила». В 1822 г. впервые имя Пушкина упоминается в русской учебной литературе: в «Опыте краткой истории литературы» Н.И. Греча. И, конечно же, 1822 г. – это время работы Пушкина над романтическими поэмами и год публикации первой из них – «Кавказского пленника». 

В воспоминаниях современников указания на «южный» темперамент поэта, его острый язык и несдержанное, порой резкое поведение – не редкость. Неудивительно, что вспыльчивый характер автора южных поэм приводил к публичным конфликтам, в которых русский дворянин должен был защищать свою честь. Некоторые обстоятельства интересующего нас 1822 года позволяют понять как самого поэта, так и причины того, что он оказался в ссылке. 

Итак, в жизни Пушкина насчитывается порядка 30 дуэлей (состоявшихся и несостоявшихся). И некоторые из них случились на 23-м году жизни поэта, т.е. именно в 1822 г.

  1. Мазурка vs кадриль

5 января 1822 г. Александр Сергеевич посетил вечер в клубе, где повздорил с командиром 33-го егерского полка С.Н. Старовым из-за оркестра. Пушкин приказал оркестру играть мазурку, а один из офицеров С.Н. Старова – кадриль. Музыканты сыграли мазурку, а С.Н. Старов, защищая честь полка, потребовал у поэта извинений. Пушкин приносить извинения отказался и вызвал командира на дуэль. Дуэль состоялась на следующий день, 6 января. Утром И. Ларин застал Пушкина «сидящим “голиком” на постели и стреляющим в стену из пистолета». В этот день на улице была ужасная погода: сильная метель. После двух ответных выстрелов (с 16 и с 12 шагов) никто не пострадал, дуэль было решено отложить до установления благоприятной погоды. Тем не менее, уже 8 января дуэлянты помирились, а 10 января Пушкин грозился вызвать на дуэль любого, кто «дурно отзовется» об его противнике-офицере. 

  1. Железная палка Пушкина

Всем известно, Пушкин почти всегда имел при себя тяжелую железную палку для постоянных тренировок ловкости и силы мышц. Но не все знают, что эту полезную привычку поэт приобрел ровно 200 лет назад. 6 марта 1822 года Пушкин присутствовал на вечере у госпожи Богдан. Ее дочь Мария (в которую, по легенде, молодой поэт был влюблен), по мнению Пушкина, оскорбила его, из-за чего произошло объяснение с мужем Марии – Тодором Балшем. Чтобы остановить скандал, П.С. Пущин увез Пушкина с вечера. 8 марта поэта попытались помирить с Балшем, но Александр Сергеевич остался не удовлетворен объяснением. Разгорелась новая ссора, которую прекратил И.Н. Инзов: он посадил Пушкина под домашний арест, продлившийся почти 3 недели – до 28 марта. Именно после столкновения с Балшем Пушкин начал ходить с тяжелой железной палкой, которой владел «с ловкостью, достойною известного в свое время фехтовальщика Мортье».

Все эти биографические анекдоты позволяют увидеть Пушкина как необыкновенно живого и ещё очень молодого человека. Не будем забывать, что в 1822 году ему исполнилось только 23 года. История русской словесности в этом году пополнилась такими шедеврами, как стихотворение «Узник» («Сижу за решеткой в темнице сырой…») и историческая баллада «Песнь о вещем Олеге». В этом году была опубликована поэма «Кавказский пленник», положившая начало целой галерее одноименных текстов – М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, В.С. Маканина (современный автор назвал повесть «Кавказский пленный»). В 1822 году написаны основная часть поэмы «Бахчисарайский фонтан», прославившей достопримечательность Крыма – ханский дворец, поэма «Братья-разбойники», одним из ключевых мотивов которой становится побег из тюрьмы. Репертуар написанных в это время произведений и биографический контекст показывают, что выбранные сюжеты неслучайны. В фокусе внимания Пушкина находятся романтические образы пленников (что ассоциативно соответствует статусу самого ссыльного поэта), южные территории Российской империи с их необыкновенной природой и самобытными нравами и русская история.Чтение «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина в 1822 г. вдохновило Пушкина на создание одного из самых известных произведений русской поэзии – исторической баллады «Песнь о вещем Олеге». В повествовании об Олеге – великом князе, захватившем киевский престол, Пушкина (в отличие от В.Ф. Раевского и К.Ф. Рылеева) привлек не героический сюжет о походе на Царьград и о великокняжеском щите, повешенном на ворота Константинополя в знак русской победы. Пушкин обратился к мифологической, «баснословной» истории о смерти Олега. Согласно легенде, пересказанной Карамзиным, волхвы предсказали Олегу претерпеть смерть от любимого и преданного коня. Через несколько лет, когда конь умер, Олег, желая посмеяться над «кудесниками» и их несбывшимися пророчествами, пришел к костям своего коня и наступил на его череп. Из черепа выползла змея и укусила князя – от чего он и скончался. Уже сам Карамзин указывал на международный характер мифологического сюжета смерти «от коня», на его древнескандинавские источники. Тем не менее, культурно-историческая и литературная заслуга Пушкина как создателя «Песни о вещем Олеге» состояла не просто в блестящей поэтической обработке сюжета из русской истории, но в сознательной установке на создание русского национального эпоса, изображающего русскую культуру с древнейших времен, отражающего ее народные традиции, национальные особенности ценностной системы и миропонимания русского человека.

Кафедра журналистики и литературоведения

т. +7 (391) 206-26-88