«Идеальный профессор»: 205 лет со дня рождения Фёдора Ивановича Буслаева

25.04.2023

Ф. И. Буслаев был исследователем, обладавшим энциклопедическими знаниями. Круг его научных интересов был чрезвычайно широк – история русского языка, методика преподавания родного языка, фольклористка, история литературы и искусства. Можно, наверное, сказать, что это человек своего времени: XIX век, когда отечественная наука, в том числе гуманитарная, переживала своё бурное развитие, требовал не узких, а как раз масштабных знаний, которые могли бы дать почву для дальнейших, уже специальных, разысканий.

Исследователи жизни и творчества Ф. И. Буслаева отмечают, что события его детства и ранней юности существенно повлияли на его личность и дальнейшую профессиональную деятельность.

Буслаев родился в провинциальном городке Керенске Пензенской губернии в семье секретаря уездного суда 13 (25) апреля 1818 года. Рано остался без отца. Через два года мать снова вышла замуж, и отчим, оказавшись пьяницей и мотом, за несколько лет разорил семью. Будучи ещё гимназистом, Фёдор Иванович вынужден был давать частные уроки за скромную плату. Впоследствии о своём педагогическом опыте в гимназический и студенческий период он будет критически вспоминать как о «плохой поделке» и «каракулях», однако практика, тогда начавшись, будет важной частью его жизни, как и наука.

Мать Буслаева в эти нелёгкие годы была ему верным другом и наставником. Любовь к чтению и литературе привила ему именно она.

В 1833-м году Ф. И. Буслаев заканчивает пензенскую гимназию и целый год готовится к поступлению в Московский университет. За этот год он изучил латинский и греческий языки. Ему нужно было так пройти вступительные испытания, чтобы его зачислили на казённое содержание (денег на обучение у семьи не было). Буслаев успешно сдаёт экзамены и становится казённокоштным (то есть обучавшимся за государственный счёт) студентом отделения словесных наук. Здесь благодаря университетским профессорам знакомится с работами Я. Гримма и В. Гумбольдта, которые  определяют его будущий научный интерес к фольклору и сравнительно-историческому языкознанию. Университет выработал в будущем учёном такие важные качества, как умение работать с первоисточниками (а это древние рукописи, требующие долготерпения и тщательности), ориентироваться в большом количестве фактов, уметь эти факты обобщать.

Возможно, долгие годы преподавательской деятельности и желание передать свои знания следующим поколениям сформировали у Буслаева убеждение – язык науки должен быть понятным широкой аудитории, а учёный не должен быть педантом. Фёдор Иванович часто публиковал свои научные статьи  в популярных изданиях, чтобы с ними могло познакомиться как можно больше читателей.

После университета Буслаев преподавал в одной из московских гимназий и одновременно был домашним учителем в нескольких аристократических семьях. В 1839 году по приглашению графа С. Г. Строганова едет с его семьёй  на два года в Италию. Он обучает детей графа, а в свободное время знакомится с древней живописью и архитектурой. Увлечение европейским искусством породило интерес к собственной живописной культуре, который гораздо позднее отразился в его трудах, посвящённых русской художественной традиции («Общие понятия о русской иконописи» (1866), «Русский лицевой апокалипсис. Свод изображений из лицевых апокалипсисов по русским рукописям с XVI века по XIX» (1884)).

Ф. И. Буслаев был новатором в разработке методики преподавания русского языка. В 1844-м году выходит его работа «О преподавании отечественного языка», которая вызвала широкий общественный резонанс, а в дальнейшем стала практическим руководством для учителей. Принципы обучения, обозначенные автором, и сегодня остаются актуальными в школьной практике. По мнению Буслаева, обучение не должно быть наукообразным – оно должно принимать во внимание личность учащегося. Ещё одна важная мысль, выраженная в работе: изучение родного языка должно учитывать его специфику, а не опираться на модель изучения других языков (предшествующие грамматические руководства ориентировались на модель изучения латинского и греческого языков).

Учёному принадлежит создание первого курса по истории русского языка. Сравнительно-исторический обзор языковых явлений был предложен уже в труде «О преподавании отечественного языка». Своё продолжение он находит в «Опыте исторической грамматики русского языка» (1858) (последующие издания  назывались «Историческая грамматика русского языка»). Буслаевский термин «историческая грамматика» по традиции сохраняется в вузовской практике, хотя автор понимал под ним сведения не только о грамматической системе, но и обо всех основных подсистемах языка в их историческом развитии.

Буслаев создаёт ещё ряд историко-лингвистических работ, среди которых «Историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языков» (1861). Этот масштабный труд включает в себя 135 произведений древнерусской письменности XI–XVII вв., 69 из которых были опубликованы впервые. Сейчас это трудно представить, но книга предназначалась  учащимся военно-учебных заведений.

Ещё одно убеждение ученого – язык отражает духовную культуру народа – воплотилось в его работах, посвящённых народному творчеству – эпосу, сказкам, повестям, духовным стихам, историческим песням, пословицам и заговорам. Любовь к фольклору сформировалась под влиянием немецкой мифологической школы. Вполне закономерно, что именно Буслаев возглавил русскую мифологическую школу.

Современники отмечали умение Буслаева находить общий язык с молодёжью. Учёный еженедельно приглашал студентов домой. Здесь они могли свободно пользоваться огромной библиотекой хозяина и участвовать в научных дискуссиях. Буслаев щедро делился с учениками всем, что знал, раскрывая самые ценные сведения, добытые многолетними поисками. Студенты при этом всегда чувствовали поддержку наставника. А. И. Соболевский вспоминал: «Если вам нужно было знать, что он думает о вашем труде, он с большой любезностью, в самом мягком виде высказывал вам своё мнение, и если оно было для вашей работы малоблагоприятно, успокаивал и утешал, стараясь поддержать вас, ободрить и дать лучшее направление вашей деятельности».

Кроме А. И. Соболевского в числе учеников Ф. И. Буслаева были выдающиеся учёные – А. Н. Веселовский, А. А. Шахматов, А. А. Потебня, В. О. Ключевский. Некоторые ученики пошли дальше учителя в конкретных научных областях. Фёдора Ивановича это не смущало. Он гордился своими подопечными.

 Н. П. Кондакову, ещё одному своему ученику, при последней встрече  Буслаев сказал: «Благодаря Бога я прожил хорошо и приятно, много хороших людей знал и многим наслаждался, и если бы Господь Бог даровал мне вторую жизнь, я бы ему сказал: “Очень рад, я готов повторить её!”».


Материал подготовила
доцент кафедры русского языка и речевой коммуникации
Кафедра русского языка и речевой коммуникации

т. +7 (391) 206 26 85