3 февраля - Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой

3.02.2022

3 февраля отмечается Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой. По статистике более половины россиян считают использование бранных слов недопустимым. Борьба с ненормативной лексикой ведётся с переменным успехом во всем мире: созываются комитеты, привлекаются активисты, изучаются возможные пути решения проблемы. Ученые-филологи полагают, что одной из главных причин, обеспечивающих сквернословию жизнестойкость, является то, что многие считают его хорошим средством эмоциональной разрядки, оказывающим помощь в снятии стресса. По мнению многих, нельзя обойтись без мата в армии, на стройке, производстве и т.п. Но внутренняя диалектичность нецензурной брани в том и состоит, что, давая временное, сиюминутное освобождение от стресса, она в то же время создаёт нигилистическую модель дальнейшего поведения, ориентирует человека на циничное восприятие ряда важнейших этических ценностей. Накануне праздника мы провели опрос среди студентов и преподавателей, чтобы узнать их отношение к сквернословию и способы борьбы с этим явлением.

Шевченко Иван Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной и всеобщей истории ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, диакон Русской Православной Церкви: «К счастью, в университетской среде, в которой я нахожусь, преподаватель не сталкивается, как правило, напрямую с проблемой студенческого сквернословия. Но, конечно, отрицать её наличие не приходится, так как бранной лексикой в изрядной степени наполнено пространство интернета. Лучшим инструментом противодействия сквернословию у преподавателя высшей школы является личный пример: собственная чистая и разнообразная речь. Богатый и образный язык, проявляющийся как во время академической лекции, так и в ходе неформального общения с обучающимися, является лучшей профилактикой не только произнесения нецензурных выражений, но и всевозможных "сорняков" речи».

Анна Максимова, студентка 3 курса ИКИТ СФУ: «Брань развивает в человеке цинизм поведения и мышления. Непристойные слова и выражения отучают человека от привычки объяснять, анализировать ситуацию и выражать свои мысли в развернутом виде: выругавшийся человек избавляет себя от необходимости оформить свое отношение к ситуации, другими словами».

Захар Цыцура, студент 2 курса ИКИТ СФУ: «Человек, привыкший открыто выражать свои эмоции, используя лишь ругань, зачастую не способен развивать свой разум, то есть нецензурная лексика имеет негативные последствия».

Дарья Андреева, студентка 2 курса ИЦМИМ СФУ: «Не каждому человеку приятно слушать нецензурную лексику от собеседника. Хочешь ругаться, встань напротив зеркала и поговори с собой. Думаю, станет некомфортно самому себе от осознания того, сколько матов можешь произнести. Речь должна процветать и быть приятной в слушании. Мат – это не проявление взрослости, а проявление слабины в знании своего языка».

Александра Светличная, студентка 1 курса ПИ СФУ: «К сожалению, сквернословие сегодня стало обыденной частью жизни. Где только не встретишь мат – в социальных сетях, на улице и даже в стенах института. Многие скажут, что это свидетельствует о падении грамотности населения, но причина может быть и в большей свободе людей по сравнению с предыдущими годами. Действительно, мы стали более открытыми, проявление чувств и эмоций перестало быть чем-то постыдным. Но всё же стоит помнить о правилах приличия, ведь сквернословие в общественных местах, а особенно в учебных заведениях – недопустимо».

Попова Елена Александровна, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и литературы ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского: «Мы по праву можем гордиться нашим языком, который является одним из самых красивых, богатых и выразительных языков мира. На русском языке создана классическая литература, вызывающая восхищение, почтение и удивление других народов. Но русский мат, ставший неотъемлемой частью общения различных слоев населения, - это скверна, которой нужно стыдиться, поэтому каждый русский должен стремиться к тому, чтобы очистить от этой скверны как собственную речь, так и язык в целом».


Материал и опрос подготовил
 доцент кафедры
 русского языка и речевой коммуникации
Кафедра русского языка и речевой коммуникации

т. +7 (391) 206 26 85