Сотрудники и студенты ИФиЯК провели этноурок «Лингвокультура Северного Приангарья» в художественном музее г. Дивногорска

22.02.2019

21 февраля 2019 г. сотрудники Лаборатории междисциплинарных исследований коммуникативного пространства и лингвокультур Енисейской Сибири  (ИФиЯК СФУ) и студенты-филологи, изучающие традиционную лингвокультуру Северного  Прингарья, провели этноурок, посвященный Международному дню родного языка. Мероприятие прошло на базе Дивногорского художественного музея.  Оно объединило людей, неравнодушных к проблеме сохранения нематериального культурного наследия русских старожилов Северного Приангарья и прежде всего – сохранению ангарских говоров, которые  на протяжении многих десятилетий формировали и отражали традиционную лингвокультуру,  транслировали такие  базовые ценности сибиряков, как  любовь к малой и большой родине, дружба и взаимопомощь, гостеприимство и  трудолюбие.  Исследования, которые проходят в ИФиЯК с 2012 года, показали, что русские народные говоры Приангарья за последние десятилетия претерпели существенные изменения: утратились многие фонетические и морфологические черты, ушли в пассивный запас названия реалий старого быта. Но и в трансформированном виде ангарские говоры продолжают и сегодня выполнять нациообразующую и культуросозидающую функции. Филологами СФУ доказано, что устные тексты ангарской лингвокультуры отражают мировидение ангарцев, демонстрируют их «нравственную оседлость», учат добру. Именно поэтому каждая диалектологическая и фольклорная практика студентов ИФиЯК – это не только сбор текстового материала, техническая фиксация современной языковой и постфольклорной ситуации  в Кежемском, Мотыгинском и Богучанской районах Красноярского края, но и школа гражданского, духовного становления личности каждого студента-филолога. Справедливость этих слов доказывает  слайд-фильм о фольклорной и диалектологической практике 2018 г., продемонстрированный во время этноурока (автор слайд-фильма студентка 4 курса ИФиЯК, член проекта «Электронный текстовый корпус лингвокультуры Северного Приангарья» Карина Кайзер). 

С интересными сообщениями о результатах исследования устных ангарских текстов в лингвокультурологическом аспекте выступили аспирант кафедры русского языка и речевой коммуникации Е.С. Смирнов, студентки 4 курса отделения филологии и журналистики Карина Кайзер и Анастасия Морозова, студентка 3 курса Ольга Лапаух (научный руководитель всех прозвучавших на этноуроке научно-популярных сообщений  – проф. О.В. Фельде).

По традиции в мероприятии приняли участие студенты-филологи, которые ещё только готовятся к полному погружению в мир ангарской лингвокультуры. Это случится уже очень скоро, во время учебной практики.  В предстоящей диалектологической работе, им, конечно, пригодятся сведения, полученные во время этноурока. Особенно важны комментарии коренных ангарок  Любови Леонидовны Карнауховой, председателя Кежемского землячества, и Нины Васильевны Поповой, организовавших выставку-викторину «Как называется этот предмет по-ангарски?».

В конце мероприятия все его организаторы получили Благодарственные письма от директора Дивногорского художественного музея Т.В.Чавдырь. Приятной наградой стал и вопрос группы школьников, которые присутствовали на этноуроке: «А как поступить в ваш институт?».

С программой этноурока «Лингвокультура Северного Приангарья» и фотографиями можно ознакомиться здесь: