К 125-летию Ю.Н. Тынянова (1894 – 1943)

17.10.2019
«История литературы была для него не историей смены ошибок, а историей смен систем, при помощи которых познается мир»
В. Шкловский
«Юрий Николаевич обладал не так уж часто встречающимся свойством  – абсолютным литературным вкусом»
Л. Успенский
 

Юрий Николаевич Тынянов (1894 – 1943) – уникальный феномен в русской словесности. Обыкновенно даже разносторонне одарённых людей мы помним больше по одному аспекту их трудов, о Тынянове же трудно говорить однозначно, поскольку он внёс значительный вклад и в русскую науку, и в русскую литературу.

Родился Юрий Николаевич 18 октября 1894 в г. Режица Витебской губернии (ныне г. Резекне, Латвия).

После окончания в 1918 г. историко-филологического факультета Петроградского университета остался в alma mater на кафедре русской литературы для продолжения научной работы. На последних курсах познакомился с В.Б. Шкловским и Б.М. Эйхенбаумом,  тогда же образовалось Общество по изучению теории поэтического языка (ОПОЯЗ), которое объединило множество выдающихся умов своего времени в области литературоведения (уже упомянутые В.Б. Шкловский, Б.М. Эйхенбаум, Ю.Н. Тынянов) и лингвистики (Е.Д. Поливанов, Р.О. Якобсон, Л.П. Якубинский). Из творческого общения между ними выросла русская формальная школа. Шкловский в воспоминаниях о Тынянове так определял деятельность ОПОЯЗа: «Мы прежде всего утверждали, что поэзия познаваема, что ее можно познать, как и другие явления действительности, у нее есть свои специфические законы, относящиеся к самому искусству».

Первой опубликованной работой Тынянова была книга «Достоевский и Гоголь (к теории пародии)» (1921), в которой он продемонстрировал пародийность повести  Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» по отношению к «Выбранным местам из переписки с друзьями» Гоголя. В начале работы утверждалось, что для развития литературы характерны не столько преемственность, сколько «отталкивание»: «Нет продолжения прямой линии, есть скорее отправление, отталкивание от известной точки – борьба».  Как отмечают исследователи, именно это положение стало основополагающим в дальнейших научных поисках Тынянова.

В 1920-х гг. были написаны работы об А.С. Пушкине и литературной борьбе его эпохи («Архаисты и Пушкин»,  «Пушкин и Тютчев», «Мнимый Пушкин»), историко-литературные характеристики Ф.И. Тютчева и Н.А. Некрасова, А.А. Блока и В.Я. Брюсова. В 1924 был опубликован важный теоретический труд  «Проблема стиховой семантики», где рассматривался вопрос о том, чем отличаются стих и проза. В 1928 появились тезисы «Проблемы изучения литературы и языка» (совместно с Р.О. Якобсоном), а в 1929 – сборник статей «Архаисты и новаторы» (результаты научно-критической работы за 9 лет).

Первый роман, как нередко пишут в биографиях, Тынянов написал «неожиданно»: в 1924 году  К.И. Чуковский, побывав на лекции Юрия Николаевича о Кюхельбекере, предложил ему составить небольшую популярную книжечку об этом полузабытом поэте. Несколько месяцев спустя Тынянов, ещё в студенчестве интересовавшийся жизнью и творчеством Кюхельбекера, принёс издателю не маленькую книжечку, а полноценный роман, названный «Кюхля». Через два года был закончен роман об А.С. Грибоедове «Смерть Вазир-Мухтара». Вслед за ним появились рассказы «Подпоручик Киже» (1928), «Восковая персона» (1932), «Малолетний Витушников» (1933).

В наброске к автобиографии о своём художественном творчестве Тынянов писал: «моя беллетристика возникла главным образом из недовольства историей литературы, которая скользила по общим местам и неясно представляла людей, течения, развитие русской литературы».

Юрий Николаевич был не только большим учёным и талантливым прозаиком. Он проявил себя как поэт и переводчик (Генрих Гейне сб. «Сатиры», «Стихотворения», поэма «Германия. Зимняя сказка»), литературный критик, сценарист («Шинель» 1926, «Союз великого дела» 1927, «Поручик Киже» 1934).

В начале 1930-х Тынянов задумывает большой роман о Пушкине, который, по его собственным словам, должен был стать эпосом «о рождении, развитии и гибели национального поэта».  Работа над этим романом, к сожалению, так и не была завершена, жизнь Пушкина была описана до 1920 года. Над романом Тынянов работал уже очень больным, многое было написано во время войны, в эвакуации. В 1943 он был перевезён в Москву, где в том же году умер.

Творческое наследие Юрия Николаевича – наследие теоретика и практика литературы. Русский формализм, неотъемлемой частью которого являются труды Тынянова, оказал значительное влияние на литературоведение, семиотику, способствовал появлению структурализма. Но известен Тынянов не только учёным: множество читателей по всему миру с большим удовольствием продолжают знакомиться с биографиями Кюхельбекера, Грибоедова, Пушкина в его особом творческом осмыслении, которое превращает привычные «монументы» в живых людей.

Материал подготовила:
Кафедра русского языка и речевой коммуникации

т. +7 (391) 206 26 85