Писатель, проживший долгую и наполненную событиями мирового масштаба жизнь – революции 1905 и 1917 гг., Первую и Вторую Мировые войны, эмиграцию, получение Нобелевской премии – часто упоминается в числе любимых авторов у современных читателей. К юбилею Бунина мы подобрали некоторые ключи к его поэтике, которые помогут познакомиться с бунинским творчеством или открыть его заново.
1. «Поэзия темна, в словах невыразима…»
Стихотворение «В горах» (1916) можно считать поэтическим манифестом Бунина. В его первой строчке отразилась проблема, мучившая писателя всю жизнь. Бунин остро переживал личное и профессиональное противоречие между потребностью «запечатлеть свою жизнь» в слове – с одной стороны, и сомнением в том, чтос помощью слов можно выразить себя адекватно и полно – с другой. Художника, работавшего непосредственно со словом, этот внутренний конфликт толкал на поиск новых форм и способов выражения.
2. «<…> он вовсе не “описывает” природу или быт, а воссоздает их».
Это уточнение Бунина было зафиксировано литературным критиком Георгием Адамовичем. Указанная особенность бунинских текстов для читателей часто становится проблемой. Мы привыкли к повышенной событийности художественных произведений, к смене ситуаций, ко множеству действующих лиц. У Бунина, наоборот, преобладает то, что Георгий Адамович назвал «внешней изобразительностью»: описания природы, людей, мира доминируют над сюжетом, а фон – над персонажами. Логичный вопрос от читателя – зачем это нужно?
Ответ можно найти в первой строчке бунинского рассказа «Сны Чанга» (1916): «Не все ли равно, про кого говорить? Заслуживает того каждый из живших на земле». Писатель хочет «воссоздать», воспроизвести весь мир в слове буквально так, как он представленнашим глазам: без разграничения на важное и неважное, функциональное и бесполезное, без иерархизации и классификации. Бунинубыло нужно, чтобы читатель не столькопонимал текст разумом, сколько чтобы он чувствовалзапечатленные в тексте запахи, слышал звуки и видел краски мира непосредственно, собственными органами чувств.
3. «Полюбив, мы умираем».
Бунин часто цитировал эту строчку из стихотворения Генриха Гейне «Азр». Сквозные философские категории и темыбунинских рассказов– это неразделимое триединство любви, смерти и памяти.В философии Бунина человек является частью мира и получает из него мощнейшую энергию жизни. Однако в том же самом тезисе содержится и трагедия человека: мир и природа бессмертны и вечны, в то время как человек – смертен и конечен. Поэтому полярные категории жизни и смерти в текстах писателя присутствуют в одних и тех же словах, деталях и событиях.
Память (в мире Бунина – с прописной буквы!) в этой системе – это инструмент воскрешения того, что уже умерло, оживления прошлого.
Что еще интересного почитать, чтобы лучше понять Бунина?
1. Научное. О. Сливицкая «“Повышенное чувство жизни”: мир Ивана Бунина». М., 2004.
Это классическая монография о творчестве Бунина, в которой автор реконструирует важнейшие для писателя категории и закономерности мира, а затем связывает их с главными темами бунинского творчества. Из книги можно, например, узнать, как на Бунина повлияла философия буддийского Востока, почему главным структурным принципом его художественного мира является оксюморонность (сочетание контрастных понятий) и каким образом «повышенное чувство жизни» у героев Бунина воплощается в Эросе.
2. Любовно-автобиографическое.
- Е. Пономарев «Бунин, Бунина и Кузнецова. Факты и домыслы»
- Переписка И.А. Бунина с В.Н. Муромцевой-Буниной 1906–1947 гг.
К юбилейному году ведущие российские и зарубежные буниноведы опубликовали новые материалы, касающиеся не только литературной деятельности писателя, но и его личных отношений с женщинами – тема всегда остроактуальная. В статье Евгения Пономарева впервые подробнейшим образом вырисовываются сложные перипетии в отношениях И. Бунина с тремя женщинами: Верой Николаевной Муромцевой-Буниной, Галиной Кузнецовой и Маргаритой Степун.А в 110 томе «Литературного наследства», посвященного И.А. Бунину, напечатана ранее не публиковавшаяся переписка четы Буниных.
3. Философское: И.А. Бунин «Ночь» (1925)
«Эта мысль о собственной мысли, понимание своего собственного непонимания есть самое неотразимое доказательство моей причастности чему-то такому, что во сто крат больше меня, и, значит, доказательство моего бессмертия <…>».
В небольшом медитативном рассказе, напоминающем дневниковые заметки, Бунин говорит о себе, но на самом деле – о каждом. Начала и концы, прошлое и будущее, космос и песчинка на пляже стягиваются к одной точке.
т. +7 (391) 206-26-88