6 января исполнилось 155 лет со дня рождения одной из самых неоднозначных личностей в российской лингвистике – академика Николая Яковлевича Марра, чьё научное наследие уже более века вызывает неизменный интерес ученых разных специальностей, но оценивается диаметрально противоположно в разные исторические периоды.
Николай Яковлевич Марр родился в грузинском городе Кутаиси, учился в Петербургском университете на Восточном факультете, изучал там все преподававшиеся восточные языки. В 1888 году Н. Я. Марр окончил университет и на рубеже веков стал одним из самых ярких российских ученых-гуманитариев. Занимался востоковедением и кавказоведением, филологией, историей, этнографией и археологией. В 1912 году стал академиком Императорской академии наук, был академиком и вице-президентом Академии наук СССР. После революции получил громкую известность как создатель «яфетической теории», или «нового учения о языке». Умер 20 декабря 1934 года в Ленинграде через год после перенесенного инсульта.
Николай Яковлевич Марр внес большой вклад в историю, археологию и этнографию Грузии и Армении, опубликовал много древнегрузинских и древнеармянских текстов и надписей, проводил раскопки нескольких древних городов и монастырей Кавказа, создал армянскую и грузинскую школы востоковедения. Именем Марра названы улицы в столицах Грузии, Абхазии и Армении.
В 1923 году выступил с «новым учением о языке», в котором, по наблюдениям лингвистов-современников Марра, преобладали ненаучные, непроверяемые утверждения.
В 1950 году, через 16 лет после смерти Н. Я. Марра, в СССР развернулась дискуссия по вопросам языкознания. И. В. Сталин, основываясь на общепринятых положениях традиционной лингвистики, подверг критике «новое учение о языке», что дало возможность работать многим лингвистам, не разделявшим взгляды Марра. Однако после развенчания культа личности Сталина интерес к «яфетической теории» в нашей стране возродился. И в ХХI веке не утихают споры по поводу наследия Н. Я. Марра. В связи с этим весьма полезно познакомиться с мнением авторитетных современных лингвистов. Так, В. М. Алпатов в статье «Актуально ли учение Марра?», опубликованной в первом номере журнала «Вопросы языкознания» за 2006 год, писал:
«Как раз решительность Марра в разрыве с традициями может привлекать в его учении (как нелингвистов, так и некоторых лингвистов). В последние десятилетия, сначала на Западе, особенно в Европе, а теперь и в России многократно говорится о кризисе не просто отдельных направлений гуманитарных наук (в частности, структурализма), но всего гуманитарного знания. Так называемая постмодернистская наука ставит под сомнение фундаментальные принципы Нового времени. И в этом смысле Марр, из каких бы он соображений ни исходил, выглядит как предтеча постмодернистского подхода к языку и другим феноменам.
В России к этому добавляется и еще один фактор. Общественная дискредитация марксизма-ленинизма и быстрая смена вех многими учеными-гуманитариями привели к массовому недоверию к научному знанию, особенно гуманитарному. Выход из этого может быть различным: от увлечения астрологией и оккультизмом (заметного и за рубежом) до интереса к наукообразным построениям, пересматривающим результаты, полученные наукой <…>
В спокойные научные эпохи «новое учение» Марра закономерно отвергается научным сообществом. Это не исключает возможности использовать отдельные его положения. Но в кризисные эпохи оно способно увлечь людей, разочарованных общепринятыми нормами этого сообщества. Сейчас мы, по-видимому, наблюдаем новый период кризиса, и пока неясно, чем он закончится».
Юбилей Николая Яковлевича Марра заставляет задуматься как о путях развития языкознания, так и о судьбе нашей страны в целом.
Рекомендуем прочитать:
т. +7 (391) 206 26 85