Занятие в Филологической школе. Коммуникативные неудачи и их причины

17.12.2019

Прошедшая неделя оказалась насыщенной для учащихся лингвистических классов гимназии № 13 «Академ». Школьники не только упражнялись в умении рассказывать истории, но и учились избегать неудач в общении.

Старший преподаватель кафедры русского языка и речевой коммуникации Евгений Сергеевич Смирнов рассказал ребятам о понятии «коммуникативная неудача», а также на примерах показал, в результате чего возникают коммуникативные неудачи.

Сначала школьники познакомились с определением понятия, которое показалось всем довольно простым. Однако затем, когда были приведены примеры коммуникативных неудач из художественных и научных текстов, оказалось не так просто определить их причину, и ещё сложнее – дать название этим типам неудач.

Во второй половине урока ребята самостоятельно анализировали фрагменты из произведений М.А. Булгакова, А.П. Чехова и др. Примеры, в которых коммуникативные неудачи были вызваны экстралингвистическими факторами, ребятам были понятны сразу. Большую сложность вызвали примеры, в которых неудачи были обусловлены лингвистическими факторами.

В конце занятия гимназисты познакомились с классификацией коммуникативных неудач, которая представлена в работе Т.В. Гончаровой и Л.П. Плехановой «Речевая культура личности: практикум».

Кафедра русского языка и речевой коммуникации

т. +7 (391) 206 26 85