«Я только рыцарь и поэт, потомок северного скальда…»: к 140-летнему юбилею со дня рождения А.А. Блока

27.11.2020

Мы знаем Александра Блока как певца Прекрасной Дамы. Несмотря на меняющиеся нравы и ритм XX века поэта называли рыцарем не только в стихах, но и в жизни. Но кто эти прекрасные дамы, вдохновлявшие его на литературные шедевры и безупречное рыцарское поведение?..Сначала это была мать – Александра Андреевна Бекетова, импульсивная по характеру, добившаяся развода с отцом поэта – Александром Львовичем Блоком. Ходили слухи о её «ненормальности», дошедшие и до наших дней, однако они выглядят явным преувеличением. Эмоциональная, восприимчивая к новым веяниям в литературе и склонная к бунтарству личность Александры Андреевны не была создана для обыденной жизни. Всю свою любовь к искусству она передала сыну, познакомив его с Полонским, Фетом, Верленом и Бодлером.

Александра Андреевна развивала в своём сыне творческие способности. В 14 лет юный поэт выступил в роли «редактора-издателя» домашнего рукописного журнала «Вестник», где его мама стала главным «цензором». «Составлен устав журнала, разработана схема размещения материалов. Имеется таблица для начисления “гонораров” в рублях с учетом объема в печатных листах или строках». Уже с детства Блок через литературную игру познакомился с издательским процессом. По достижении будущим поэтом 16 лет стали организовываться домашние театральные представления, в которых Александра Андреевна была режиссёром, зрителем и критиком. Так, мать поэта до конца жизни останется для него верным советником, человеком, с которым всегда можно поделиться своими радостями и печалью.

Любовь Дмитриевна Менделеева стала для Блока воплощением Вечной Женственности, описанной в работах философа Владимира Соловьёва. Именно ей он посвятил свой самый известный цикл стихотворений – «Стихи о Прекрасной Даме». Молодая девушка долго не могла определиться со своими чувствами: намеренная холодность при встречах, молчание, разговоры «сквозь зубы» и в то же время ответные письма, отсутствие решительного разрыва отношений или отказа во встречах приводили Блока в смятение, даже натолкнули намысль о самоубийстве. Любовь Менделеева вспоминала: «Он говорил, что для него вопрос жизни в том, как я приму его слова. <…> В каких словах я приняла его любовь, что сказала, – не помню, но только Блок вынул из кармана сложенный листок, отдал мне, говоря, что, если бы не мой ответ, утром его уже не было бы в живых». Несмотря на все перипетии, которые были в жизни супругов, Любовь Дмитриевна всегда оставалась для Блока символом любви, чего-то прекрасного.

Накануне предложения руки и сердца Блок написал такие строки:

Мне страшно с Тобой встречаться.
Страшнее Тебя не встречать.
Я стал всему удивляться,
На всём уловил печать…

Многогранный образ Прекрасной Дамы станет центральным в его творчестве. Величественная женщина, подобная Богородице в своей чистоте и милосердии, далека от лирического героя. Он то ждёт с нетерпением встречи с ней, то сомневается в возможности осуществления счастья, то задаётся вопросом о соответствии воплощения Вечной Женственности его мечтам.

Наконец, ещё одной «женщиной» в жизни поэта стала Россия: «...от мгновения слишком яркого света – через необходимый болотистый лес – к отчаянью, проклятию, “возмездию”– и к рождению человека “общественного”, художника, мужественно глядящего в лицо миру...». Это, пожалуй, самые известные слова Александра Блока о его творчестве. Осознав своё предназначение, Блок обращается к теме Родины. Россия неизменно предстаёт перед читателем в женском обличии. Именно ей поэт признаётся в любви в своих стихах и верит в её силу:

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи...
 
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, –
Как слезы первыелюбви!
 
 
Материал подготовила преподаватель кафедры
журналистики и литературоведения
Кафедра журналистики и литературоведения

т. +7 (391) 206-26-88