Панельная дискуссия «Искусственный интеллект и гуманитарные науки: quo vadis?» прошла в рамках II Международного Форума языков и культур 28 мая. К обсуждению приглашались преподаватели, инженеры-исследователи и студенты Сибирского федерального университета.
В первом блоке панельной дискуссии эксперты говорили о разных способах применения искусственного интеллекта в гуманитарных науках. В частности, старший преподаватель кафедры информационных технологий в креативных и культурных индустриях СФУ Инна Кижнер рассказывала, как искусственный интеллект может использоваться в литературе и изобразительном искусстве. «Применение искусственного интеллекта в литературе и изобразительном искусстве несомненно прекрасно и очень интересно. Однако социально-политических контекстов в нашей жизни настолько много, что работать над тонкостями и настройками искусственного интеллекта нам еще предстоит многие годы», ― отметила она.
Кроме того, в рамках дискуссии обсудили вопрос участия лингвиста в создании и использовании искусственного интеллекта. Старший преподаватель кафедры романских языков и прикладной лингвистики СФУ Александр Калинин рассказал, что, в первую очередь, лингвисты могут посодействовать в модернизации искусственного интеллекта: «Лингвист может помочь машине как справляться и с сугубо текстовыми задачами, так и помочь собрать какое-то представление о мире через текст. Лингвисты могут содействовать этому процессу через разработку датасетов, потому что мы знаем языки и знаем об их лингвистических сложностях. Мы можем сделать для машины челлендж. Мы знаем, с какими языковыми сложностями люди могут встретиться в своей деятельности».
Одним из участников дискуссии стал инженер-исследователь Антон Сомов. Он рассказал о том, как искусственный интеллект может применяться в обработке и понимании естественного языка. По его словам, некоторые модели искусственного интеллекта уже сейчас могут создавать тексты, практически неотличимые от обычной речи. «Многие задачи уже решаются. Причем в некоторых случаях искусственный интеллект может превысить показатель человека. Например, последняя модель GPT-3 показывает превосходные результаты в написании текстов, рекламы и даже стихов. Она может отвечать на вопросы, переводить, делать краткие выжимки и многое другое».
Во втором блоке дискуссии к обсуждению искусственного интеллекта смогли подключиться студенты Сибирского федерального университета. Они задали интересующие их вопросы и пообщались с экспертами о разных возможностях применения искусственного интеллекта в гуманитарных науках.
Модератор панельной дискуссии, заведующая отделением иностранных языков ИФиЯК Екатерина Еремина рассказала, что это обсуждение было необходимо с точки зрения стратегии. В России всё больше внимания уделяют разработке искусственных интеллектов, поэтому где, как не на форуме языков и культур, обсуждать их применение в гуманитарных науках. «В России идут серьезные разработки искусственных интеллектов. Понимание и трактовка искусственного интеллекта намного шире. Она не сужается к машинному обучению и технологическим решениям. Это очень широкая область применения. Наверное, оттого, насколько сильно мы будем вовлечены в разработку, настолько сильно у нас качество жизни повысится. Именно поэтому мы сегодня обсуждали эти проблемы».
т. +7 (391) 206-26-88