«Третий Толстой»: к 140-летию со дня рождения А.Н. Толстого

9.01.2023

Алексей Николаевич Толстой (10 января 1883 г. – 23 февраля 1945 г.)

Скорее всего, большинство сегодняшних читателей знает юбиляра как автора сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино».

Однако к моменту написания сказки  о деревянном мальчике (1935 г.) Алексей Толстой уже считался классиком соцреализма. По каким причинам граф, бывший эмигрант, художественный почерк которого сформировался под влиянием русского модернизма еще до революции, оставил настолько глубокий след в советской литературе? Безусловно, в первую очередь благодаря писательскому дарованию и умению качественно выполнять идеологический заказ (обзор полемики об этичности литературной и жизненной стратегии Толстого мы оставим за пределами нашей краткой статьи).

Но есть еще один фактор сделавший, по-нашему мнению, Толстого «первым после Горького» советским классиком. Дело в том, что писатель участвовал в формировании нескольких важных жанров нарождающейся советской литературы. Так, повесть «Аэлита», в центре которой – полет инженера Лося и солдата Гусева на Марс, фактически положила начало советской фантастике и стала одним из эталонов жанра. Знаменитые братья Стругацкие считали Толстого одним из своих учителей, в том числе по части владения литературным языком. Отсылки к творчеству автора «Аэлиты» присутствуют и в их произведениях. Например, в повести «Понедельник начинается в субботу» голодный главный герой наугад открывает книгу и натыкается на сцену сытного обеда у Нестора Махно из «Хмурого утра», части эпопеи «Хождение по мукам».

Похожим образом обстоит дело и с романом «Петр Первый», который начал печататься с 1929 г. Талантливо написанное сочинение получило положительные отзывы как в СССР, так и в эмигрантских кругах, относившихся к автору после его отъезда довольно враждебно. При этом произведение содержало практически все ключевые слагаемые исторической эпопеи соцреализма и во многом предопределило дальнейшее развитие жанра. Толстой фактически предугадал переход к новому пониманию истории, когда в фокусе внимания оказывались «сильные» правители, способствующие модернизации страны.

Наконец, Толстой был одним из родоначальников сталинианы, написав первое художественное произведение о Сталине – повесть «Хлеб». Она примыкала к эпопее «Хождение по мукам». В центре трилогии, создание которой растянулось на два десятилетия, стоят истории сестер Даши и Кати Булавиных, а также их возлюбленных Ивана Телегина и Вадима Рощина. Произведение дважды экранизировалась в советское время, эти фильмы стали классикой советского кино. Выход же последней на сегодня экранизации был приурочен к 100-летию Октябрьской революции, что говорит об актуальности толстовского наследия и в нынешней культурной ситуации.

Любопытно, что И.А. Бунин, иронично озаглавивший свой биографический очерк закавыченной формулой «Третий Толстой», намекнул на действительно темное происхождение и вследствие этого (в глазах Бунина) – шаткое положение советского писателя: «третий лишний» среди своих великих однофамильцев из XIX столетия – Льва Николаевича и Алексея Константиновича Толстых. Как бы то ни было, для советской литературы А.Н. Толстой точно стал первым и единственным в своем роде «рабоче-крестьянским графом».


Материал подготовил
Викентий Владимирович Чекушин,
кандидат филологических наук
Кафедра журналистики и литературоведения

т. +7 (391) 206-26-88