«Самый русский из русских писателей»: к 190-летнему юбилею со дня рождения Н.С. Лескова

16.02.2021

Читателя, любящего русскую классическую литературу, вполне можно сравнить с посетителем самого дорогого и роскошного ресторана. Я понимаю, конечно же, что это какое-то совсем неправильное сравнение. Пища духовная и так сказать пища натуральная… Но ведь, правда, – что за гении творили на этой кухне! Никакого тут тебе фастфуда. Может быть не всегда эстетично, но всегда так изысканно и глубоко. Как нигде. Об этом ведь опять же говорят иноземные посетители. А их всегда собиралось очень много за демократичным шведским столом с яствами русской литературной кухни. Уходили в восторге, иногда в испуге, даже в шоке от остроты вкушаемого, но непременно с желанием вернуться…

Да, мы очень богаты. Жизни не хватает попробовать все. А потому мы можем запросто задвинуть, так сказать, во второй ряд, не только талантливых, но даже и гениальных. Какие там Булгарины, Боборыкины, Златовратские и Арцыбашевы... Мы и Салтыкова-Щедрина можем подзабыть, и Лескова не особо помнить.

Вообще-то, именно о Николае Семеновиче речь. Он у нас в этом году юбиляр, не круглый, но близко, в нынешнем феврале исполняется 190 лет со дня его рождения!

Помню, профессор Виктор Георгиевич Одиноков говаривал нам, студентам Новосибирского университета, о Лескове: «Его надо читать понемногу, по страничке-другой в день. Не больше. Вот как любители, черного кофе, они знают толк в напитке и наслаждаются небольшой чашечкой, так и здесь». Я с ним был согласен.

Начинал я знакомиться с Лесковым, как и все, с его рассказов и повестей. Потом по долгу службы читал романы «Некуда», «На ножах». Долг есть долг, и, разумеется, далеко не один я одолел эти романы. Однако не думаю, что стоило бы повторять сей подвиг обычному читателю. Это может и оттолкнуть его от Лескова. Слишком уж тяжело и путано написано. С архитектоникой, увы, не справился… Да и Николай Семенович сам был далеко не восторге от этих романов.

Но зато какое восхищение вызывали у меня страницы «Левши» с этими чудными «мелкоскопами», «непромокаблями», «буреметрами», «полшкиперами», «верояциями», «клеветонами»… И какой болью и горечью потом, после веселья от знакомства с изобретениями кудесника слова, отзывается в душе судьба таланта на Руси – так часто (и до сих пор!) ненужного никому в России с его Божьим даром, с плодами его ума и рук. Позже мне попала в руки статья академика Александра Михайловича Панченко «Лесковский Левша как национальная проблема», она лишь усугубила эту горечь. (Судьба самого академика во многом едва ли не судьба Левши.) Великая литература рождает адекватные ей по уровню исследования. Я считаю эту маленькую работу Александра Михайловича одним из шедевров отечественного литературоведения. Убежден, что ее должен знать каждый филолог. Знать еще и как образец исследовательского мастерства. Увы, не так мы богаты на подобные образцы, а сегодня и совсем обеднели. И еще мне видится в этой статье совет, обращенный к студентам, к вкусу будущих исследователей: не тратьте время на писателей 10-го ряда, не берите их произведения, потому как ничего вы там не найдете и специалистами, упражняясь в их анализе, не станете.

Кого же изучать? А почему бы и не того же Лескова – «самого русского» писателя, как говорил о нем Л.Н. Толстой?

Николай Семенович, не к юбилею будет сказано, сложный человек, великий путаник. И дело не в том, что он никогда не был уживчив, шел своей дорогой, не устраивал ни левых, ни правых, ни умеренных, а в конце творческого пути стал особенно жесток в понимании русской жизни. Правду, если это правда, всегда можно стерпеть, она лечит. Куда хуже то, что начав с темы праведничества, он со временем стал не то чтобы антихристианином, но христианским сектантом, своего рода двойником позднего Л.Н. Толстого. Нигилизм – это не исключительное достояние недоучек-социалистов, он развивался в России разными путями. И как же дорого он нам обошелся!

Однако будем помнить, что Лесков написал «Леди Макбет Мценского уезда», «Соборян», «Пугало», «Запечатленного ангела», «Очарованного странника», еще много чего другого замечательного и, конечно же, «Левшу».

Будем благодарны юбиляру за его гений!

Читайте классику, она рассказывает о том, как мы жили, каким духом дышали и дышим, она лучше чем что-либо объясняет нам нас самих.


Материал подготовил доцент кафедры
журналистики и литературоведения
Кафедра журналистики и литературоведения

т. +7 (391) 206-26-88