В дни проведения в СФУ VIII конгресса РОПРЯЛ «Динамика языковых и культурных процессов в современной России» Институт филологии и языковой коммуникации выступил одной из дискуссионных площадок всероссийского круглого стола «Родной язык в семейном воспитании».
Мероприятие организовано Центром родных языков и культур народов Российской Федерации Российской академии образования при участии Сибирского федерального университета в рамках проведения Года семьи в Российской Федерации.
Красноярскую площадку модерировали Татьяна Кортава, проректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, член Президиума Российской академии образования, научный руководитель Центра родных языков и культур народов Российской Федерации РАО, вице-президент МАПРЯЛ, вице-президент РОПРЯЛ, доктор филологических наук, профессор, академик РАО, и Людмила Куликова, директор Института филологии и языковой коммуникации Сибирского федерального университета, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, член Совета и президиума Совета при Президенте РФ по реализации государственной политики в сфере поддержки русского языка и языков народов РФ.
Заседание прошло в гибридном формате: к ученым в стенах Сибирского федерального университета посредством видеосвязи присоединились коллеги из Казанского (Приволжского) федерального университета, Дагестанского государственного университета, Чеченского государственного педагогического университета, Института истории и археологии Республики Северная Осетия-Алания и ряда других научно-образовательных центров.
В приветственном слове Татьяна Кортава отметила, что тема – родной язык в семейном воспитании – выбрана после того, как в ходе ряда обсуждений роли и места родного языка в школьном образовании, способов и методов исследования родных языков в научном пространстве специалисты центра пришли к выводу, что самым главным стимулом к сохранению родных языков является семейное воспитание.
Людмила Куликова, открывая заседание, акцентировала внимание профессионального сообщества на чрезвычайно важном тезисе: язык может процветать и быть основой семейного воспитания только тогда, когда язык сохраняется. Профессор процитировала отечественного лингвиста, антрополога Вячеслава Иванова: «Каждый язык представляет собой некую модель вселенной, семиотическую систему понятий о мире. И наличие различных способов описывать мир, делает нас богаче. Сохранность языков должна беспокоить нас больше, чем экология».
Открыл заседание Радиф Замалетдинов, руководитель Центра родных языков и культур народов Российской Федерации РАО, директор Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, член-корреспондент Академии наук Республики Татарстан. Радиф Рифкатович подчеркнул, что круглый стол по своему смыслу, значению является мероприятием, вписывающимся в повестку проходящего в эти дни в Санкт-Петербурге Международного форума объединенных культур.
Эпиграфом к докладу профессор взял слова Президента России Владимира Путина, произнесенные на форуме, о том, что «Российская Федерация считает священным право людей говорить на родном языке и хранить веру отцов».
«Родной язык», «Родная литература» как специальные школьные предметы преподаются сравнительно недавно, поэтому, по мнению руководителя Центра родных языков и культур народов Российской Федерации РАО, сегодня ощущается острая необходимость в их научно-методическом сопровождении, выработке рекомендаций по организации самостоятельной работы, подключении к данному процессу родителей, что особенно актуально в Год семьи в России.
Радиф Замалетдинов выступил с докладом «Ключевые подходы к обучению родному (татарскому языку) на основе детской и подростковой литературы»: «Основной формой сохранения и функционирования языка является литература. Литература, на каком бы языке она не была – основа воспитания, гордость и совесть народа. Трудно переоценить роль родной литературы в овладении всем богатством своего языка, развитии эстетического вкуса, художественного мышления и творческого воображения».
Людмила Дудова, председатель Координационного совета Ассоциации учителей литературы и русского языка (кандидат филологических наук, доцент), представила доклад «Детская литература народов России в семейном чтении»: «Детская литература народов России – это целая планета, которая требует очень внимательного и продуманного отношения, которая находится не в очень благополучном состоянии, если говорить о присутствии детской литературы народов России в системе общего образования. Это не означает, что ее нет совсем, но присутствие ее более чем скромное. Термин «семейное чтение» тоже требует комментария, поскольку на сегодняшний день мы вынуждены констатировать факт, что это – уходящая натура, и сейчас предпринимаются серьезные меры по поводу того, чтобы восстановить и вернуть семейное чтение как одну из практик не только продвижения книги и чтения как особого вида деятельности, но и как инструмента воспитания и установления той самой преемственности поколений, о которой сегодня говорят на разных уровнях».
Проблематика представленных на круглом столе докладов обширна и актуальна: обсуждались вопросы сохранения родного языка в полиэтническом регионе; билингвизма в литературе через двуязычие в семье и обществе; родного языка как фактора формирования картины мира в условиях цифрового пространства; взаимодействия с родителями и дошкольными образовательными организациями в контексте сохранения родного языка и др. Однако лейтмотивом всех сообщений была мысль о значимости семьи в сохранении родного языка. «В семье необходимо воспитывать чувство патриотизма и национальное самосознание… Любящий свой родной язык, народ и культуру с уважением будет относиться и к другим языкам и народам», – подчеркнул Муса Багомедов, заведующий кафедрой дагестанских языков Дагестанского государственного университета (доктор филологических наук, профессор).
На круглом столе неоднократно цитировали фрагменты выступлений Президента Российской Федерации Владимира Путина. «Я – лакец, я – дагестанец, я – чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин...», эти слова прозвучали в докладе «Семья как главное звено в формировании фундаментального (этнического) яруса российской цивилизационной идентичности: роль родного языка» Алины Левитской, руководителя отдела культурного наследия Института истории и археологии Республики Северная Осетия-Алания, ведущего аналитика Центра родных языков и культур народов Российской Федерации РАО (кандидата филологических наук,
доцента, Заслуженного учителя Российской Федерации).
По словам Алины Афакоевны, «фактически это и есть личностная самоидентификация, выражение в сжатой формуле принадлежности к российской цивилизации, осознание неразрывной связи с многонациональной российской цивилизационной общностью, понимание своей принадлежности к уникальной стране-цивилизации, имя которой – Россия – многоязычная, многонациональная, многоконфессиональная, поликультурная, полиментальная». Докладчик подчеркнула, что сформировать российскую цивилизационную личность молодого человека, сформировать его высший уровень личностной самоидентификации как российской цивилизационной невозможно без фундамента этнической и конфессиональной идентичности: «Человек, не являющийся носителем ценностей родной для него культуры, не может воспринимать и уважительно относиться к духовно-нравственным достижениям других народов поскольку у него с раннего возраста не сформирован соответствующий понятийный аппарат».
Второй площадкой проведения круглого стола в этот же день стал Центр родных языков и культур народов Российской Федерации РАО. Заключительное заседание провели Людмила Кучиева, ведущий научный сотрудник отдела поликультурного и полилингвального образования Центра развития осетинского языка Института истории и археологии Республики Северная Осетия-Алания, кандидат педагогических наук, доцент, и Лариса Дунаева, профессор филологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, главный эксперт Центра родных языков и культур народов Российской Федерации РАО, доктор педагогических наук.
Кафедра журналистики и медиалингвистики,
т. 206-26-88