А.С. Пушкин в 1823 году. Летопись жизни и творчества

5.06.2023

Практически у каждого народа есть свой национальный гений – Данте, Шекспир, Мольер… Такой человек, безусловно, должен был появиться и в России. В 1840 г. В.Г. Белинский писал: «Только Пушкин есть такой наш поэт, в раны которого мы можем влагать персты, чтобы чувствовать боль своих и врачевать их», а начатый в 1823 г. и оконченный к 1830 г. роман в стихах «Евгений Онегин» критик назвал «энциклопедией русской жизни». Уже к 1859 г. Аполлоном Григорьевым была сформулирована общенародная мысль «Пушкин – наше всё», а в 1880 г. на открытии памятника великому поэту прозвучали знаменитые речи Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева и И.С. Аксакова. Русская литература в это время заняла ведущее место среди мировых литератур, а ее отцом-основателем был провозглашён Пушкин.

Сегодня многочисленные исследования, посвящённые фигуре «Солнца русской поэзии», позволяют реконструировать едва ли не каждый день жизни классика. Попытаемся разобраться, чем занимался поэт ровно 200 лет назад, в 1823 году.

  1. Пушкин-романтик

1820–1824 гг. – время южной ссылки Пушкина, когда создавались объединённые духом романтизма поэмы «Кавказский пленник» (1821), «Братья-разбойники» (1821–1822), «Бахчисарайский фонтан» (1823).

«Романтическое жизнеощущение, которое тогда было еще не традицией, а витающим в воздухе живым литературным (и, шире, – культурным) переживанием, послужило для Пушкина на новом этапе его художественной жизни точкой опоры. Основываясь на нем, он пошел дальше, создав не только совершенно неповторимое искусство слова, но и совершенно неповторимое искусство жизни».

Ю.М. Лотман

Рукопись поэмы «Кавказский пленник»

Именно в эпоху романтизма сложилось представление о том, что жизнь поэта, его личность и судьба сливаются с творчеством. Если раньше произведения жили отдельной от писателей жизнью, в них ценилась близость к Истине, а не выражение авторской индивидуальности, то теперь биография писателя стала иметь первостепенное значение при поиске ключей к смыслу авторских произведений. Предромантизм, а затем и романтизм увидели в поэте гения, а его творчество стало рассматриваться как огромный автобиографический роман. Неизменность, подчинение единой страсти, целостность как основные требования романтизма к личности гения отразились на жизни Пушкина и предопределили его ориентации на некий идеал, на романтического героя.

Так, южная ссылка поэта хорошо укладывалась в рамки романтического мотива пути и скитания. Как отмечал Ю.М. Лотман, Пушкин был далёк от копирования таких схем, однако он учитывал, что читатель смотрит на него именно в оптике романтизма как формы сознания эпохи. Именно поэтому Пушкин в период южной ссылки осмыслял себя, используя образ римского поэта Овидия, сосланного императором Августом в устье Дуная. Писатель, будучи чиновником, подвергшимся правительственному взысканию за эпиграммы, вырисовывал свой образ совсем другими красками: как изгнанного властью поэта, оказавшегося тем самым на одном уровне с ней.

Образ узника, беглеца и изгнанника соединяет творчество поэта с его эго-документами. Например, в письме брату от 25 августа 1823 г. Пушкин пишет: «...приезжает Воронцов, принимает меня очень ласково, объявляют мне, что я перехожу под его начальство, что остаюсь в Одессе – кажется и хорошо – да новая печаль мне сжала грудь – мне стало жаль моих покинутых цепей. Приехал в Кишинев на несколько дней, провел их неизъяснимо элегически – и, выехав оттуда навсегда, – о Кишиневе я вздохнул». Пушкин использует изменённые строки из переведённой Жуковским поэмы Байрона «Шильонский узник»:

Когда за двери своей тюрьмы
На волю я перешагнул –
Я о тюрьме своей вздохнул.

 

Существенным в формировании реноме писателя был и мотив вечной утаённой любви. Большой интерес в этой связи представляют собой автокомментарии к стихотворениям. Так, в вышедшем в декабре 1823 г. альманахе «Полярная звезда» была опубликована элегия «Редеет облаков летучая гряда…». Несмотря на просьбу Пушкина не включать в публикацию три последних стиха, элегия была напечатана полностью, что вызвало гнев поэта. Вычеркнул поэт следующие строки:

 

Когда на хижины сходила ночи тень –

И дева юная во мгле тебя искала
И именем своим подругам называла.

 

Из писем Пушкина ясно, что элегия посвящена женщине, в которую он был влюблён, что интимные строки он хотел сохранить втайне, но последние стихи не были исключены из публикации, поскольку письмо автора попало в руки Булгарину. Однако примечательно, что распространить полное стихотворение среди друзей (ведущего читательского ядра) мог только сам писатель. Своим ответом на последние три стиха Пушкин только привлёк к ним внимание, дал понять, что для автора они содержат важную тайну. Как заметил Ю.М. Лотман,

«Если бы Бестужев исполнил требования Пушкина, то стихотворение получило бы в печати вид незаконченного отрывка, интригующе обрывающегося таким образом, что последний стих лишен рифмующейся с ним пары. В сочетании с устным известием о том, что конец не мог быть опубликован из-за его интимности, такая публикация окружила бы элегию тайной и тесно бы связала ее с биографической легендой».

Всё это говорит о том, что Пушкиным сознательно созидалась «вторая биография», способная стать необходимым контекстом для его произведений.

  1. Пушкин рисует

В сентябре 1823 года поэт и чиновник канцелярии М.С. Воронцова В.И. Туманский пишет А.А. Бестужеву в Петербург:

«Скажу тебе, любезный Бестужев, что мы уже лишились поэта Пушкина, но что в замену есть у нас Пушкин-живописец. Ему на все счастье – и теперь его карандаш столь же хорошо рисует древний антик Гнедича, сколько перо его описывало прежде первую ночь Людмилы или последние свидания пылкой черкешенки».

Роли художника и писателя ставятся Туманским в один ряд. На смену Пушкину-поэту приходит Пушкин-живописец, карандаш заменяет перо, рисунок – текст. В сущности же А.С. Пушкин переформатирует изображение, а не берётся за нечто новое. Задача его остаётся той же – отобразить воспринимаемую действительность, меняется лишь набор средств. Пушкин в 1823 г. пишет портреты, пишет он и «энциклопедию русской жизни», в которой даёт литературный портрет «лишнего человека» Онегина. Пушкин рисует в черновиках знаменитые женские ножки, которые впоследствии появятся на страницах романа уже в виде текста. Кроме того, в черновиках «Евгения Онегина» встречаем пушкинский автопортрет в образе денди: с чёрными волосами, в чёрном футляре. Герой романа также перенимает авторские черты:

Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде;
Как dandy лондонский одет…

 

Часть автопортретов в черновиках (1823 г.) зачёркнуты Пушкиным, часть – нет. Например, зачёркнут автопортрет в виде мальчика и в виде юноши с выпуклым лбом, не зачёркнут автопортрет со стрижкой, приоткрывающей уши, в чёрном футляре и в образе денди.

Пушкин рисует карандашом и пером. Два вида рисования переходят друг в друга. Автопортреты размещены на том же листе, что и текст романа. Наблюдается интересная связь между ними: черты Пушкина, отображённые в автопортретах, находим у его героя. Пушкин рисует себя, пишет – Евгения Онегина.

Пушкин «Автопортрет»
  1. Пушкин – герой анекдотов

Становление Пушкина в качестве национального поэта непосредственно связано с созданием вокруг его фигуры различных мифов и анекдотов. Так, по свидетельствам биографов, поэт очень любил азартные игры. В начале лета 1823 года Пушкин проиграл в карты офицеру Генерального штаба Зубову, который играл нечестно. Конечно, Пушкин отказался платить. Офицер не смирился с «наглостью» поэта и в порыве эмоций вызвал его на дуэль в местности «Малина». Зубову дали право на первый выстрел. В это время Пушкин, чувствуя себя вполне комфортно под дулом пистолета, ел черешню. Исход этого конфликта был вполне счастливым, так как офицер промахнулся, услышав после этого от Пушкина вопрос: «Довольны вы?». Зубов от радости бросился к поэту с объятьями и получил замечание: «Это лишнее».

* * *

1823 год, который писатель провёл в Кишинёве и Одессе, стал одним из наиболее противоречивых: с одной стороны, это время, принесшее писателю безусловное читательское признание благодаря опубликованным южным поэмам, это время начала работы над «Евгением Онегиным», это же и время знакомства Пушкина с Амалией Ризнич и Елизаветой Воронцовой; с другой стороны – это год столкновений с М.С. Воронцовым, доносившим на писателя начальству, это и период безденежья, когда, лишённый поддержки отца и боровшийся за приличные гонорары, поэт вынужден был просить помощи у брата и друзей. 200 лет назад Пушкину исполнилось всего 24 года, но он уже был кумиром романтической молодёжи. Впереди было Михайловское и переход к новому мироощущению и творчеству.

Рукопись романа «Евгений Онегин»

Материал подготовили преподаватель кафедры

журналистики и литературоведения
Маргарита Вадимовна Пальдько,
студенты группы ОФ20-01Б Ольга Воронцова и Нина Лешкова
Кафедра журналистики и литературоведения

т. +7 (391) 206-26-88