Юрий Николаевич Тынянов (1894 – 1943) – уникальный феномен в русской словесности. Обыкновенно даже разносторонне одарённых людей мы помним больше по одному аспекту их трудов, о Тынянове же трудно говорить однозначно, поскольку он внёс значительный вклад и в русскую науку, и в русскую литературу.
Родился Юрий Николаевич 18 октября 1894 в г. Режица Витебской губернии (ныне г. Резекне, Латвия).
После окончания в
Первой опубликованной работой Тынянова была книга «Достоевский и Гоголь (к теории пародии)» (1921), в которой он продемонстрировал пародийность повести Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» по отношению к «Выбранным местам из переписки с друзьями» Гоголя. В начале работы утверждалось, что для развития литературы характерны не столько преемственность, сколько «отталкивание»: «Нет продолжения прямой линии, есть скорее отправление, отталкивание от известной точки – борьба». Как отмечают исследователи, именно это положение стало основополагающим в дальнейших научных поисках Тынянова.
В 1920-х гг. были написаны работы об А.С. Пушкине и литературной борьбе его эпохи («Архаисты и Пушкин», «Пушкин и Тютчев», «Мнимый Пушкин»), историко-литературные характеристики Ф.И. Тютчева и Н.А. Некрасова, А.А. Блока и В.Я. Брюсова. В 1924 был опубликован важный теоретический труд «Проблема стиховой семантики», где рассматривался вопрос о том, чем отличаются стих и проза. В 1928 появились тезисы «Проблемы изучения литературы и языка» (совместно с Р.О. Якобсоном), а в 1929 – сборник статей «Архаисты и новаторы» (результаты научно-критической работы за 9 лет).
Первый роман, как нередко пишут в биографиях, Тынянов написал «неожиданно»: в 1924 году К.И. Чуковский, побывав на лекции Юрия Николаевича о Кюхельбекере, предложил ему составить небольшую популярную книжечку об этом полузабытом поэте. Несколько месяцев спустя Тынянов, ещё в студенчестве интересовавшийся жизнью и творчеством Кюхельбекера, принёс издателю не маленькую книжечку, а полноценный роман, названный «Кюхля». Через два года был закончен роман об А.С. Грибоедове «Смерть Вазир-Мухтара». Вслед за ним появились рассказы «Подпоручик Киже» (1928), «Восковая персона» (1932), «Малолетний Витушников» (1933).
В наброске к автобиографии о своём художественном творчестве Тынянов писал: «моя беллетристика возникла главным образом из недовольства историей литературы, которая скользила по общим местам и неясно представляла людей, течения, развитие русской литературы».
Юрий Николаевич был не только большим учёным и талантливым прозаиком. Он проявил себя как поэт и переводчик (Генрих Гейне сб. «Сатиры», «Стихотворения», поэма «Германия. Зимняя сказка»), литературный критик, сценарист («Шинель» 1926, «Союз великого дела» 1927, «Поручик Киже» 1934).
В начале 1930-х Тынянов задумывает большой роман о Пушкине, который, по его собственным словам, должен был стать эпосом «о рождении, развитии и гибели национального поэта». Работа над этим романом, к сожалению, так и не была завершена, жизнь Пушкина была описана до 1920 года. Над романом Тынянов работал уже очень больным, многое было написано во время войны, в эвакуации. В 1943 он был перевезён в Москву, где в том же году умер.
Творческое наследие Юрия Николаевича – наследие теоретика и практика литературы. Русский формализм, неотъемлемой частью которого являются труды Тынянова, оказал значительное влияние на литературоведение, семиотику, способствовал появлению структурализма. Но известен Тынянов не только учёным: множество читателей по всему миру с большим удовольствием продолжают знакомиться с биографиями Кюхельбекера, Грибоедова, Пушкина в его особом творческом осмыслении, которое превращает привычные «монументы» в живых людей.
т. +7 (391) 206 26 85