«Что тут на днях было! Я, представьте себе, только собрался куда-то идти и взял шляпу, чтобы надеть её, вдруг смотрю, а шляпа-то будто и не моя, будто моя, а будто бы и не моя. Фу ты! Думаю, что за притча!»
30 декабря исполняется 120 лет со дня рождения Даниила Хармса – авангардиста, детского поэта, русского и советского писателя, драматурга. Творческая биография писателя сформировалась за короткие 15 лет активной литературной деятельности и борьбы за эстетические принципы. На этот период (1925-1941 гг.) приходится большое число исторических событий: политических, военных, общественных, культурных, эстетических. На Iсъезде совета писателей метод социалистического реализма принимается как единственно допустимый. В этом контексте «серьезному» официальному искусству Хармс противопоставляет смех, веселье, нелепые и абсурдистские случаи из жизни.
«ВО-ПЕРВЫХ, запел я песенку и пошел.
ВО-ВТОРЫХ, подходит ко мне Петька и говорит: "Я с тобой пойду". И мы
оба пошли, напевая песенки.
В-ТРЕТЬИХ, идем мы и смотрим - стоит на дороге человек, ростом с
Ведерко».
Для современного российского читателя творчество Даниила Хармса – неотъемлемая часть культурного кода, сформировавшаяся еще в детстве. Парадокс Хармса в том, что за век он не состарился ни на день. Напротив – кажется, именно мы наконец-то догнали писателя и его тексты. Сегодня Даниил Хармс был бы настоящим кумиром молодежи, собирал бы миллионы просмотров и лайки за свои короткие, нелепые, но очень жизненные зарисовки.
«Марков снял сапоги и, вздохнув, лег на диван.
Ему хотелось спать, но, как только он закрывал глаза, желание спать моментально проходило. Марков открывал глаза и тянулся рукой за книгой, но сон опять налетал на него, и, не дотянувшись до книги, Марков ложился и снова закрывал глаза».
Даниил Хармса (настоящая фамилия Ювачёв) родился в семье Ивана Павловича Ювачёва – бывшего морского офицера-народовольца, отбывшего 8-летний каторжный срок, где он стал религиозным писателем и мемуаристом, – и Надежды Ивановны Колюбакиной – дворянке, которая заведовала приютом для бывших женщин-заключенных. Будущий писатель воспитывался в строгой интеллигентной семье. В доме царила атмосфера религиозного поиска и интеллектуального труда. Поэтому абсурдистская поэтика творчества Хармса не просто бунт, а результат сознательного разрушения логики.
С. Маршак, привлекая к работе для детских журналов Д. Хармса, говорил о нем как человеке «с абсолютным вкусом и слухом и с какой-то – может быть подсознательной – классической основой».
В 1927 году Хармс и его друзья, Александр Введенский и Николай Заболоцкий, организовывают объединение реального искусства (ОБЭРИУ). Обэриуты размывали эстетические границы искусства, разрушали рациональное, выводя абсурд на абсолютный уровень. В диалогах между героями произведений обэриутов спонтанные вопросы и ответы сменяются нелогичными взаимными переходами противоположностей. Спорить могут и животные, и опредмеченные сущности. Вместо стройного сюжета – монтаж, все окружающее – хаотично, фрагментарно, непредсказуемо. Объединение реального искусства предвосхитило европейский театр абсурда и заложило основу постмодернистской эстетики.
«Вот однажды один человек пошел на службу, да по дороге встретил другого человека, который, купив польский батон, направлялся к себе восвояси.
Вот, собственно, и все».
Даниил Хармс показал, что мир абсурден и нелогичен, потому-то мы так остро чувствуем его творчество сегодня. Он научил нас, что абсурд – это не ошибка системы, это и есть сама система.
+7 (391) 206-26-85