Точных сведений о дате и месте рождения первопечатника Ивана Фёдоровича Московитина (Ивана Фёдорова) нет, но известно, что сам он писал о Москве как о своём «отечестве и роде». Дата его рождения тоже неопределенна. Считается, что это время между 1510 и 1530 годами, и если ориентироваться на промежуточный вариант, то 2020 год можно считать юбилейным: 500 лет со дня рожде-ния просветителя двух восточнославянских народов. Накануне празднования Дня славянской письменности и культуры почтим память и русского первопечатника.
Книгопечатанию в России предшествовала эпоха рукописных книг. Переписывали их в монастырях, и при этом не обходилось без «человеческого фактора», то есть без ошибок и отступлений от церковных норм. Это стало одной из важных причин возникновения печатания книг.
«Благоверный царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси повелел святые книги на торгах покупать и в святые церкви вкладывать. Но среди них мало нашлось пригодных – все оказались испорчены переписчиками, невежественными и несведущими в науках. Тогда он начал размышлять, как бы наладить печатание книг, чтобы впредь святые книги издавались в исправленном виде» – так писал Иван Фёдоров в послесловии к «Апостолу», первой печатной датированной книге, которая включала в себя деяния и послания святых апостолов, написанные евангелистом Лукой, – март 1564 года. Книгу использовали на богослужениях, при подготовке священников и для обучения грамоте в церковноприходских школах. Именно с нее началась официальная история книгопечатания в России.
Послесловие к книге является ценным историческим источником, описывающим причины и историю открытия первых русских типографий. Иван Фёдоров создал 48 рисунков «Апостола», в том числе помещённую на фронтисписе гравюру с изображением апостола Луки. В ней было 534 страницы, на каждой – 25 строк. Тираж по тем временам был внушительным: около двух тысяч экземпляров. До наших дней в музеях и библиотеках сохранилось около 60 книг. «Возлюбленный и чтимый русский народ, если труды мои окажутся достойными вашей милости, примите их с любовью»,– обращался Иван Фёдоров к читателям в послесловии своей книги. Итальянец Рафаэль Барберини, посетивший Москву в 1565 году, с восхищением заметил: «В прошлом году они ввели у себя печатание… И я сам видел, с какой ловкостью и искусством уже печатались книги в Москве».
Ивана Фёдорова принято называть «первым русским книгопечатником», однако и до него были печатные издания, но Федоров первым указал исходные данные и себя как автора, а все предшественники являлись анонимными. Спустя год после выхода «Апостола», Иван Фёдоров издал сборник молитв под названием «Часовник». Книга вышла двумя «заводами», то есть изданиями.
Следуя своему жизненному принципу «рассевать семена духовные», несколько лет спустя он издает еще один вариант «Апостола» и первый русский учебник – «Букварь». Благодаря чудо-учебнику Ивана Фёдорова можно было научиться не только читать, но и считать.
Некоторые исследователи считают, что создание типографии вызвало раздражение среди многих переписчиков церковных книг, так как она отбирала у них кусок хлеба. Царь же и высшие церковные деятели ратовали за книгопечатание, чтобы провести исправление богослужебных текстов. Однако ярых противников среди русского духовенства было много. Вместе со своим другом Петром Мстиславцем, которого также принято считать одним из первых книгопечатников, в 1566 году Фёдорову пришлось бежать в Литву. Сам Иван Фёдоров об этом писал так: «…Вследствие великих бед, часто случавшихся с нами не из-за самого русского государя, но из-за многих начальников, и церковных начальников, и учителей, которые нас по причине зависти во многих ересях обвиняли, желая благо во зло превратить и Божие дело окончательно погубить, как это свойственно злонравным, и невежественным, и несведущим в науках людям, которые и в искусстве грамматики не умудрены, и духовного разума лишены, но втуне и всуе слова злые изрекают. Таково свойство зависти и ненависти, которая без нужды клевещет, не знает, как ходит и на чем утверждается. Эта ненависть нас и погнала с земли, и с родины, и от родичей наших и в другие страны неведомые переселила».
На заседании Круглого стола, посвящённого изданию во Львове «Апостола» и «Букваря», было отмечено, что личность Ивана Фёдорова – объединяющая, поскольку он почитаем как свой и в России, и на Украине. Знаменательно, что такое авторитетное учреждение, как Книжная палата Украины, носит имя Ивана Фёдорова. Его имя помнят и в Польше, поскольку он некоторое время работал в Заблудове, где установлена мемориальная таблица на польском и русском языках, указывающая, что здесь оставили благородный след Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец.
Точная дата смерти Ивана Фёдорова, так же как и дата рождения, не абсолютна, но принято считать, что скончался он в марте 1583 года во Львове, где был похоронен в монастыре святого Онуфрия.
Памятник Ивану Фёдорову в Москве Памятная советская монета
т. +7 (391) 206 26 85