18 июня 1681 года родился один из выдающихся деятелей Петровской эпохи Феофан Прокопович.
Мирское имя Прокоповича – Елисей (по другим данным Елиазар). Имя Феофан он получил при монашеском постриге в Киеве через много лет. Этому предшестововало обучение в Киево-Могилянской академии, принятие униатской веры, пешее путешествие по Европе с посещением протестантских университетов в Лейпциге, Халле, Йене, обучение в Риме, возвращение в Киев и принятие православия.
Прокоповича называют образованнейшим человеком своего времени. Он имел глубокие познания в философии, истории, богословии, математике, знал несколько языков. Вернувшись в Киев, в родной Киево-Могилянской академии он прочёл сразу несколько курсов – поэтики, риторики, философии и богословия. Продолжая традицию античных риторических руководств, Феофан Прокопович еще до появления ломоносовской теории развивает теорию трёх стилей – высокого, среднего и низкого. Считается, что исторические сочинения Прокоповича оказали влияние на В.Н. Татищева, а его силлабическая поэзия сформировала стиль Антиоха Кантемира.
Прокопович был замечательным оратором, автором многочисленных проповедей. Одна из таких проповедей сыграла ключевую роль в его судьбе. В 1709 году на торжественном богослужении в киевском Софийском соборе, где присутствовал Петр, Феофан произнес панегирическую речь в честь Полтавской битвы. Через несколько лет Петр вызывает проповедника в Петербург, и с этого времени Прокопович становится одной из главных фигур в деле осуществления реформ монарха.
В 1718 году Прокопович рукоположен в сан епископа Псковского и Нарвского, а позднее, в 1725 году, становится архиепископом Новгородским.
Прокопович был автором или одним из авторов Духовного Регламента 1721 года, который отражал церковную политику Петра I. Этим документом был учреждён новый орган церковного управления – Святейший Синод, который по своим полномочиям приравнивался к Сенату, ведавшему светскими делами государства. Синод и Сенат полностью подчинялись воле царя. Патриаршество, существовавшее на Руси с 1589 года, было упразднено. Сам Феофан стал вице-президентом Синода, а впоследствии возглавил его.
Он и в других своих сочинениях последовательно утверждал идею абсолютизма монаршей власти.
Прокопович был личностью противоречивой, как и его век. Последовательно отстаивая интересы государства, он проявлял жестокость и непримиримость по отношению к своим политическим оппонентам. Любовь к просветительству уживалась в нем с властолюбием, политической ангажированностью, страхом лишиться своего положения.
Однако, как бы ни оценивать личность Прокоповича, он остаётся знаковой фигурой XVIII столетия, верным сподвижником Петра, немало сделавшим для отечества в это непростое время.
т. +7 (391) 206 26 85