25 мая в России ежегодно отмечается День филолога.
Впервые в нашей стране этот праздник был отмечен в Московском государственном университете. В 1992 году студенты и преподаватели филологического факультета МГУ в ознаменование нового календарного праздника провели мероприятия, посвященные русскому языку и литературе.
Сегодня День филолога празднуется преподавателями-филологами высшей школы, учителями русского языка и литературы, переводчиками, редакторами, корректорами, работниками библиотек. Все, кто имеет филологическое образование, и, конечно, все те, кто любит и ценит родной язык и родную литературу, отмечают праздник и развивают его традиции.
В высших учебных заведениях ко Дню филолога часто приурочиваются всероссийские и международные научно-практические конференции, круглые столы и семинары, концерты, конкурсы, литературно-музыкальные композиции, мастер-классы, тренинги. Весьма значимо то, что праздник в высшей школе отмечается сразу после Дня славянской письменности и культуры. Календарное сближение событий видится далеко не случайным: оба праздника связаны с русской письменной культурой; призваны обратить внимание на важность сохранения духовных традиций, устного творчества, отечественной литературы, на необходимость развития просветительской деятельности, значимость книжной культуры, родного языка.
В преддверии Дня филолога важно вспомнить о том, что такое филология, какую роль она играет в жизни общества.
Академик С. С. Аверинцев определяет филологию как содружество гуманитарных дисциплин (языкознания, литературоведения и других), в которых изучается духовная культура человека через анализ письменных текстов.
В. И. Аннушкин пишет о филологии как о науке, появление которой обосновано созданием письма или письменной речи (текстов), необходимостью комментировать их, систематизировать и предложить правила пользования ими.
Ю. В. Рождественский указывает на то, что филологическое знание состоит в проникновении не только в содержание того или иного текста, но и в его истолкование.
Многие лингвисты и литературоведы обращают внимание на то, что филология выросла из притекстовых комментариев, а филолог – это прежде всего комментатор текста. Говорит об этом, в частности, Г. Г. Хазагеров, подчеркивая, что для получения целостного представления о культуре надо изучать тексты, отражающие историю народа, его мораль, его научную и философскую мысль и, конечно же, нужно всесторонне и глубоко изучать язык. Действительно, для филолога очень важным становится умение комментировать текст, постигать и описывать культуру народа через лингвистический и литературоведческий анализ текстов. Не менее важным становится умение создавать и совершенствовать тексты разных жанров.
Роль филологии в современном обществе возрастает. Сохранение важнейших культурных ценностей; творческое новаторство; сохранение многовекового опыта наблюдений за человеком, его психологией, нравственным состоянием, возможностями; разработка технологий анализа данных; исследование моделей поведения человека, выведение законов коммуникации; создание корпусов текстов с поиском по заданным параметрам; создание словарей – все это и многое другое непосредственно связано с деятельностью филологов в наши дни.
Перед современными студентами, получившими профессию филолога, открывается очень много путей: стать писателем; быть ученым, работающим над научными книгами; учить школьников и студентов; редактировать тексты; переводить произведения разных стилей; вести деловые переговоры; работать в пресс-службах; заниматься лингвистической экспертизой; нести высокую речевую культуру, находясь в любой сфере, требующей филологических знаний!
С Днем филолога!
Кафедра русского языка, литературы и речевой коммуникации
Изображение: www.freepik.com