21 июня исполняется 115 лет со дня рождения Александра Трифоновича Твардовского – великого поэта и писателя, журналиста и военного корреспондента, главного редактора журнала «Новый мир» (1950–1954 и 1958–1970). Именно под его руководством был опубликован «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына, произведения Фёдора Абрамова, Василя Быкова, Юрия Трифонова, Юрия Домбровского. Во главе с А.Т. Твардовским журнал превратился в главное интеллектуальное издание в СССР.
А.Т. Твардовский родился в 1910 году в деревне Загорье Смоленской губернии в семье кузнеца, с детства приобщавшего детей к чтению русской классики. В автобиографии Твардовский так писал о малой Родине: «Земля эта — десять с небольшим десятин — вся в мелких болотцах и вся заросшая лозняком, ельником, березкой, была во всех смыслах незавидна. Но для отца, который был единственным сыном безземельного солдата и многолетним тяжким трудом кузнеца заработал сумму, необходимую для первого взноса в банк, земля эта была дорога до святости. Нам, детям, он с самого малого возраста внушал любовь и уважение к этой кислой, скупой, но нашей земле».
Уже в подростковом возрасте поэт начал писать стихотворения и печататься в районных изданиях. Учёба в Смоленском педтехникуме, далее в Педагогическом университете и затем в Московском институте философии, литературы и истории стала еще одним этапом творческого развития советского писателя.
А.Т. Твардовский жил в эпоху великих потрясений XX столетия. По словам историка и культуролога А. Ассман, нация в такие эпохи воспринимается как «большая семья». Его стихотворения передают сложную картину, в которой темы семьи и памяти становятся ключевыми.
Так, матерью в его стихотворениях становится каждая женщина, которая сказала доброе слово, накормила и приютила: «Запомнил женщин всех в лицо, / Как собственную мать» («Баллада о товарище», 1941–1942 гг.); братом – человек с похожей судьбой: «Стоят они, курят вдвоём. / – Шагай, брат, теперь до победы. / Не хватит – ещё подобьём. / – Спасибо. – И словно бы другу, / Который его провожал, / Товарищ товарищу руку / Внезапно и крепко пожал» («Армейский сапожник», 1942 гг.). Чужое горе воспринимается как своё, посторонний дом хочется защищать как собственный: «Вперёд, за каждый дом родной», хотя солдат не связан родственными связями с хозяйкой жилища, в котором остановился на ночлег: «Печь для них, как для родных, / Топили в ночь тайком» («Баллада о товарище», 1941–1942 гг.). Поэт создаёт в своих текстах «воображённое сообщество» (по Б. Андерсону), в котором каждый готов подставить плечо.
В советской поэзии периода Великой Отечественной войны чаще звучал громкий голос героики. А.Т. Твардовский выбрал говорить от лица простого солдата Василия Тёркина, который шутит, мёрзнет и теряет товарищей. Именно его скромный герой стал тем образом, который действительно полюбила вся страна, и любовь эта не проходит.
Поздние стихотворения А.Т. Твардовского – это поэзия свидетеля, человека, который помнит не только то, что было, но и то, что не рассказали. О судьбе этих текстов написали дочери поэта (Валентина Александровна – доктор исторических наук, Ольга Александровна – заслуженный художник России) в недавно опубликованном сборнике писем: «Святой памяти павших посвящены лучшие послевоенные стихи поэта. Среди них «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война», «Та кровь, что пролита недаром». Они трудно пробивались в печать, так как не соответствовали насаждаемому в литературе казенному оптимизму»:
Забыть велят и просят лаской
Не помнить – память под печать,
Чтоб ненароком той оглаской
Непосвященных не смущать.
(«По праву памяти», 1970 г.)
Творчество А.Т. Твардовского сегодня – это не просто страница истории советской литературы, это урок честности перед самим собой.
Кафедра русского языка, литературы и речевой коммуникации