Доля населения, не владеющего элементарной грамотностью, в дореволюционной России была чрезвычайно велика. Так, в докладе Е.К. Брешко-Брешковской «Поход против безграмотности» на Первом Всероссийском съезде преподавателей русского языка средней школы, который проходил в Москве под лозунгом «нет больше безграмотных» (27.12.1916–04.01.1917), сообщалось, что по переписи населения 1897 г. в России было свыше 99 миллионов неграмотного населения. По данным «Бюллетеня Московской областной организации Всероссийского учительского союза» (М., 1917), на 1917 г. уровень грамотности населения оставался по-прежнему низким, а процент неграмотности соответственно высоким: мужчины 30 лет и старше – 70%; женщины 30 лет и старше – 90%. При этом следует отметить, что уровень грамотности в Сибири был еще более низким. По данным красноярского журнала «Енисейский учитель» (1919. № 2. С. 88) он составлял всего лишь 14%.
Советское правительство полностью разделяло позицию российского учительства, а нарком просвещения А.В. Луначарский выразил эту позицию так: «Всякая истинно демократическая власть в области просвещения в стране, где царит безграмотность и невежество, должна поставить своей целью борьбу против этого мрака. Она должна добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности…».
Для этого было издано несколько документов:
- Декрет Совета Народных Комиссаров о ликвидации безграмотности от 26 декабря 1919 г.
- Декрет Совета народных комиссаров РСФСР об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧКЛБ) от 19 июля 1920 г.
Процесс ликвидации безграмотности был длительным и сложным. Поэтому как дополнение к декрету от 26.12.1919 г. был издан 14 августа 1923 г. декрет Совнаркома РСФСР «О ликвидации безграмотности», указывающий количество инструктивных школ 1072 (574 ликвидационных пункта и 498 школ для малограмотных).
В 1925 г. энтузиасты борьбы с неграмотностью объединились в добровольное общество «Долой неграмотность», местные отделения которого создавались по всей стране. Общество ставило своей задачей всемерное содействие проведению мероприятий по ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения Советского Союза. Для этого создавались школы, группы, ячейки, члены которых вели индивидуальную работу по обучению неграмотных, а также проводили широкую политико-просветительную работу.
31 августа 1925 г. в СССР был издан декрет о Всеобщем начальном обучении. В дореволюционной России вопрос о введении всеобщего обучения поднимался неоднократно, но так и не нашел поддержки на общегосударственном уровне.
В последующие годы темпы снижения неграмотности были далеки от желаемых. Взрослое население, занятое в частном секторе, не имело социальных гарантий, позволявших сочетать учёбу с трудом. В целом СССР к 1926 г. занимал по уровню грамотности лишь 19-е место среди стран Европы, уступая таким странам, как Турция и Португалия. Сохранились значительные различия в уровне грамотности городского и сельского населения (80,9 и 50,6% соответственно), мужчин и женщин (в городе – 88,6 и 73,9%, в селе – 67,3 и 35,4%).
В 1928 г. по инициативе комсомольских активистов был начат так называемый культ-поход. Его опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара и Воронеж, где основная часть неграмотных были обучены силами общественности. К середине 1930 г. число куль-тармейцев достигло 1 млн., а число учащихся только в учтённых школах грамоты – 10 млн.
Введение всеобщего начального обучения в 1930 г. создавало известные гарантии рас-пространения грамотности. Ликвидация неграмотности возлагалась теперь на соответству-ющие секции при местных Советах. Одновременно пересматривались программы школ лик-беза, рассчитанные на 330 учебных занятий. Актуальной задачей считалась теперь борьба с малограмотностью. К 1936 г. было обучено около 40 млн. неграмотных
К концу 30-х гг. массовая безграмотность была преодолена. По данным переписи 1939 г., процент грамотных в возрасте 9–49 лет составил по РСФСР около 90%. Различия между городом и деревней, между мужчинами и женщинами по уровню грамотности сохра-нились незначительные. Так, грамотность мужчин составляла – 96%, женщин – 83,9%, го-родского населения – 94,9%, сельского – 86,7%. Несмотря на все сложность процесса, к началу 40-х гг. ситуация с неграмотностью в большинстве районов перестала быть катастро-фической, хотя работа по ликвидации безграмотности некоторое время продолжалась
т. +7 (391) 206 26 85