ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ УШАКОВ
(24.01.1873 – 20.04.1942)
Имя профессора Д.Н. Ушакова непосредственным образом ассоциируется прежде всего с четырехтомным Толковым словарем русского языка включившим 90 000 словарных статей с лексическими единицами от Пушкина до Горького (1935–1940 годы), Дмитрий Николаевич был руководителем авторского коллектива, в который входили тогда молодые лингвисты В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, С.И. Ожегов, Б.В. Томашевский, но впоследствии и до сих пор словарь принято связывать с именем руководителя и называть его «Словарь Ушакова». Словарь, который стал своеобразным памятником русскому языку XX века и неким эталоном для будущих лексикографов.
Однако деятельность Д.Н. Ушакова не ограничилась только словарем. Он внес значительный вклад и в другие области языкознания, Предметом его научного внимания были и диалектология, и орфография, и орфоэпия, и лексикография, и история русского языка.
Прежде всего стоит вспомнить его «Краткое введение в науку о языке». Труд, который оставила по себе хорошую память. Как вспоминал один из его учеников, в этой книге «строгая научность сочеталась с простотой и живостью изложения, была насыщена яркими и интересными, доступными начинающим студентам материалами» и приобщила многих студентов-словесников к лингвистике как науке.
Помимо этого, он принимал активное участие в подготовке и осуществлении реформы русской орфографии. Изданная в 1911 году монография «Русское правописание. Очерк его происхождения, отношения его к письму и вопроса о его реформе» была своего рода теоретическим руководством для всех причастных к проблемам русского письма. В 1934 году вышел «Орфографический словарь для начальной и средней школы», который выдержал больше сорока изданий – последнее в 1990. Именно о нем говорили – «маленький, да удаленький».
Дмитрия Николаевича принято считать основоположником русской орфоэпии. Он с сожалением отмечал, что идея орфоэпии, в отличие от Западной Европы, чужда российской школе. Именно желанием спасти русскую культурную традицию, потребностью в укреплении норм русского литературного произношения для театра и эстрады, радио, ораторского искусства и судебной практики; отсутствием должного внимания к вопросам орфоэпии и орфоэпического обучения носителей русского языка были вызваны его «орфоэпические походы» за русскую орфоэпию, образцовым носителем которой был сам Дмитрий Николаевич. О его речи Р.И.Аванесов писал, что сам Дмитрий Николаевич был носителем «исключительного по красоте и совершенству русского литературного произношения» Он «обладал безошибочным языковым чутьем, и слушать его было эстетическим наслаждением».
«Орфоэпические походы» были продолжены его учениками, и одним из важных итогов этого стала книга, которая впоследствии выдержала 6 изданий и стала у истоков процесса кодификации русского литературного произношения: Р.И. Аванесов. Русское литературное произношение (М., 1950)
Нельзя не вспомнить, что Д.Н. был членом, а впоследствии председателем (1915–1931) Московской диалектологической комиссии, созданной по инициативе академика А.А.Шахматова. По воспоминаниям одного из его учеников, он. был безупречным знатоком русских говоров. В работе со студентами использовал свой любимый прием: безошибочно определял территорию, представителем которой был приехавший в Москву первокурсник.
А.А. Реформатский говорил, что Дмитрий Николаевич был не только ученым, но художником, что каждый его научный труд представлял собою до некоторой степени художественное произведение: «он был и актером, и декламатором, во всяком случае большим мастером устного живого слова». Речь самого Д.Н. оценивалась его современниками как особая эстетическая ценность. «Отчетливо слышу его голос: Я очень редко покидаю Москву, и то лишь на короткий срок; в других городах мне как-то не по себе», – вспоминал о нем С.Б. Бернштейн.
Чрезвычайно тесной была связь Д.Н со средней школой. Он стремился преодолеть схоластику в школьном преподавании русского языка; внедрить в обучение фортунатовскую науку о языке, которую считал чрезвычайно благотворной для формирования мыслительной способности школьников, для культурного роста молодой России.
Д. Н. Ушаков был учителем ученых и взрастил целое поколение замечательных лингвистов. Среди них Р.И.Аванесов, Г.О.Винокур, С.С.Высотский, С.Б..Бернштейн, А.М.Земский, П.С.Кузнецов, А.А.Реформатский, В.Н. Сидоров, Р.О.Якобсон. и многие-многие другие.
Многосторонняя лингвистическая деятельность большого ученого служит ему своеобразным памятником и будет служить еще долгие годы.
т. +7 (391) 206 26 85