145 лет со дня рождения Александра Матвеевича Пешковского

24.08.2023

23 августа исполнилось 145 лет со дня рождения одного из пионеров изучения русского синтаксиса, замечательного педагога, профессора Александра Матвеевича Пешковского (1878–1933).

Он окончил историко-филологический факультет Московского университета в 1906-м году. Был учеником выдающегося лингвиста Ф.Ф. Фортунатова, идеи которого развивал в своих работах.

Александр Матвеевич преподавал русский и латинский языки в московских гимназиях и был не удовлетворён уровнем преподавания русского языка, что заставило его написать собственный учебник для гимназистов «Русский синтаксис в научном освещении» (1-е издание вышло в 1914 году и было отмечено премией Академии наук; 3-е, радикально переработанное издание вышло в 1928 году). Книга родилась в результате восьмилетней учительской работы, из желания познакомить своих учеников с настоящей научной грамматикой родного языка. Вместе с читателями А.М. Пешковский размышлял, наблюдал и исследовал, приводя множество придуманных им остроумных и занимательных лингвистических экспериментов.

Книга «Русский синтаксис в научном освещении» заложила основы теории синтаксической связи в русском языке и многократно переиздавалась.

«Русский синтаксис…» появился в противоречивое время и уже самим фактом издания нес на себе отпечаток идейных столкновений прошлого, настоящего и будущего. Их характер хорошо выразил Ю.Д. Апресян во вступительной статье к восьмому изданию этого труда:

«Во-первых, это столкновение школьной и научной грамматики и попытка поднять уровень теоретичности школьной грамматики за счет более строгих определений основных грамматических понятий. Во-вторых, это конфликт между историческим описанием языка – господствующим типом научного описания в ту эпоху – и потребностями сугубо практического преподавания современного языка с целью повышения уровня грамотности говорящих и пишущих на нем людей. В-третьих, это конфликт между психологизмом предшествующей эпохи (А.А. Потебня) и формализмом фортунатовской школы русской лингвистики».

После революции, с 1921 года, А.М. Пешковский преподавал в Первом МГУ и других московских вузах. Написал ряд статей по русской грамматике и несколько работ, посвящённых методике преподавания русского языка в школе, в том числе пособие «Наш язык» (1922–1927).

В своих трудах А.М. Пешковский сохранял богатый лингвистический опыт прошлого и в то же время чутко ориентировался в преобразованиях первых десятилетий XX века, что всегда у него сопровождалось тончайшей интуицией и чувством языкового динамизма, выводящими концепцию ученого на новый уровень. А.В. Бондарко в этой связи писал:

«А.М. Пешковский фактически ставит вопрос о тех единствах, которые исследуются в современной лингвистической литературе с использованием таких терминов, как понятийная категория, функционально-семантическая категория, функционально-семантическое поле», то есть о том, что в настоящее время называют языковой картиной мира.

Кафедра русского языка и речевой коммуникации

т. +7 (391) 206 26 85