23 августа исполнилось 145 лет со дня рождения одного из пионеров изучения русского синтаксиса, замечательного педагога, профессора Александра Матвеевича Пешковского (1878–1933).
Он окончил историко-филологический факультет Московского университета в 1906-м году. Был учеником выдающегося лингвиста Ф.Ф. Фортунатова, идеи которого развивал в своих работах.
Александр Матвеевич преподавал русский и латинский языки в московских гимназиях и был не удовлетворён уровнем преподавания русского языка, что заставило его написать собственный учебник для гимназистов «Русский синтаксис в научном освещении» (1-е издание вышло в 1914 году и было отмечено премией Академии наук; 3-е, радикально переработанное издание вышло в 1928 году). Книга родилась в результате восьмилетней учительской работы, из желания познакомить своих учеников с настоящей научной грамматикой родного языка. Вместе с читателями А.М. Пешковский размышлял, наблюдал и исследовал, приводя множество придуманных им остроумных и занимательных лингвистических экспериментов.
Книга «Русский синтаксис в научном освещении» заложила основы теории синтаксической связи в русском языке и многократно переиздавалась.
«Русский синтаксис…» появился в противоречивое время и уже самим фактом издания нес на себе отпечаток идейных столкновений прошлого, настоящего и будущего. Их характер хорошо выразил Ю.Д. Апресян во вступительной статье к восьмому изданию этого труда:
«Во-первых, это столкновение школьной и научной грамматики и попытка поднять уровень теоретичности школьной грамматики за счет более строгих определений основных грамматических понятий. Во-вторых, это конфликт между историческим описанием языка – господствующим типом научного описания в ту эпоху – и потребностями сугубо практического преподавания современного языка с целью повышения уровня грамотности говорящих и пишущих на нем людей. В-третьих, это конфликт между психологизмом предшествующей эпохи (А.А. Потебня) и формализмом фортунатовской школы русской лингвистики».
После революции, с 1921 года, А.М. Пешковский преподавал в Первом МГУ и других московских вузах. Написал ряд статей по русской грамматике и несколько работ, посвящённых методике преподавания русского языка в школе, в том числе пособие «Наш язык» (1922–1927).
В своих трудах А.М. Пешковский сохранял богатый лингвистический опыт прошлого и в то же время чутко ориентировался в преобразованиях первых десятилетий XX века, что всегда у него сопровождалось тончайшей интуицией и чувством языкового динамизма, выводящими концепцию ученого на новый уровень. А.В. Бондарко в этой связи писал:
«А.М. Пешковский фактически ставит вопрос о тех единствах, которые исследуются в современной лингвистической литературе с использованием таких терминов, как понятийная категория, функционально-семантическая категория, функционально-семантическое поле», то есть о том, что в настоящее время называют языковой картиной мира.
т. +7 (391) 206 26 85