Всемирный день радио. Эти слова могут показаться кому-то странными, поскольку россияне привыкли к другой дате: профессиональный праздник «День радио» отмечается в России, как и ранее в СССР, 7-го мая. Но это две разные знаменательные даты. Всемирный день радио гораздо «моложе» своего российского собрата. Он провозглашен в 2011 году государствами – членами ЮНЕСКО и утвержден Генеральной Ассамблеей ООН в 2012 году в качестве международного дня Организации Объединенных Наций.
Радио как вид медиа стало распространяться по планете с начала 20-х годов XX века. Радио и кино выступали в те времена в роли новых медиа. Их появление в то время было, пожалуй, столь же значимой инновацией в сфере массовой коммуникации, как появление Интернета в конце XX века. Тем не менее, как и все новые медиа, радио «выросло» из уже существующих коммуникационных практик, и большинство популярных форм контента радио было производным от музыки, историй, театра, новостей и спорта.
30-е – 40-е годы ХХ в. называют «золотым веком радио». Сотни новых радиостанций открывались по всему миру, что было обусловлено огромной популярностью данного вида массмадиа. Именно тогда, а не в эпоху телевидения, люди начали жить, переключая каналы. В то время радио породило множество жанров и форматов, которые пользуются любовью публики и сегодня: радиоспектакли, трансляции спортивных соревнований, прямые репортажи с мест событий, политическая, экономическая и социальная аналитика, интервью с экспертами и звездами, всевозможные викторины и игры, ток-шоу с обаятельными ведущими-любимцами публики, стендапы юмористов, разнообразные музыкальные форматы и т.д. В те годы на радио появились и первые сериалы. Их основной целевой аудиторией были домохозяйки, поэтому в них активно размещалась реклама бытовой химии. По этой причине сериалы во многих странах мира до сих пор называют «мыльными операми» или просто «мылом».
Многообразие форматов и жанров впоследствии у радио было отобрано телевидением. Оно добавило совсем немного – живую картинку на экране, но этого было вполне достаточно для того, чтобы многомиллионная армия радиослушателей перешла в лагерь телезрителей. Однако радио отказалось «умирать» после подъема телевидения и до сих пор процветает в мире благодаря нескольким отличительным особенностям.
После появления телевидения жесткий контроль за радиосистемами ослаб, и радиовещанием стали заниматься любители, общественные организации и независимые предприниматели, создавая множество конкурирующих станций.
Радио стало более свободным для экспериментов и выражения новых, порой миноритарных звучаний, как в разговорных жанрах, так и в музыке. Оно имеет гораздо бóльшую, чем ТВ, пропускную способность каналов и, следовательно, бóльшую территорию покрытия и бóльшую степень доступности. Радио дешевле и гибче, чем телевидение как в производстве, так и в использовании. В качестве примера можно привести Африку. На этом континенте радио до сих пор остается доминирующим средством массовой коммуникации. Телевидение дорого и для учредителей, и для аудитории, к тому же оно не может охватить все территории. Распространению печатных и интернет-СМИ мешает неграмотность большой части населения. Таким образом, радио для Африки – самый доступный во всех отношениях вид медиа.
Радио имеет меньше, чем другие медиа, ограничений по месту, времени и условиям потребления, поскольку слушание можно совмещать с другими повседневными делами. Невозможно представить без радио современный автомобиль.
Как и другие медиа, радио активно осваивает новые технологии: тысячи радиостанций работают сегодня в Интернете, новую жизнь дают этому виду медиа стриминговые сервисы и подкастинг.
В современном мире радио выполняет важные культуросберегающие функции. Во многих уголках планеты правительствами и международными организациями поддерживается «малое» радиовещание на языках коренных, малочисленных и исчезающих народов.
Таким образом, у радио в современном мире есть не только славное прошлое, но и большое многообещающее будущее
Кафедра журналистики и медиалингвистики
Изображение сгенерировано ИИ: turbotext.ru