Трумен Капоте с романом «Хладнокровное убийство» (1966)
30 сентября 1924 года – 100 лет назад – в Новом Орлеане родился американский писатель Трумен Капоте, автор романов «Другие голоса, другие комнаты» (1948), «Завтрак у Тиффани» (1958), «Хладнокровное убийство» (1966) и многочисленных рассказов и очерков.
Молодой Капоте рано осознает свое писательское призвание, создавая первые рассказы для школьных газет и постоянно отправляя тексты в литературные журналы:
«Я начал писать серьёзно, когда мне было одиннадцать. И точно так же, как другие дети возвращаются домой и занимаются на скрипке, пианино или чем-то подобным, я приходил из школы каждый день с намерением писать не менее трёх часов. Я был одержим этим».
Первый роман писателя, «Летний круиз», и его ранние рассказы, созданные до совершеннолетия, были опубликованы издательством «Random House» через много лет после его смерти. Узнаваемый авторский стиль, основные темы и мотивы творчества Капоте заметны уже в этих текстах, посвященных детству на Американском Юге, о котором одновременно с ним пишут уже зрелые писатели и лауреаты литературных премий Уильям Фолкнер и Маргарет Митчелл. Традиции Южной готики и влияние детских воспоминаний ярко отражены в раннем творчестве Капоте. Так, героиня одного из ранних рассказов «Дерево ночи» осмысляет влияние фольклора Южных штатов на свое восприятие мира: «…тетки, поварихи, гости – каждый старался вовсю, каждый хотел рассказать сказку, обучить стихам про смерть, привидения, знамения, духов».
Первое издание романа «Другие голоса, другие комнаты»(1948)
Героям ранних рассказов и романов Трумена Капоте («Другие голоса, другие комнаты», «Луговая арфа») неуютно в жизни, в больших городах, в обществе, они все время пытаются сбежать, оказаться ближе к природе, наедине со своим воображением, помогающим пережить духовный разрыв с внешним миром: эта традиция, безусловно, имеет глубокие корни в американской литературе XIX века, но связана и с непростой биографией самого писателя.
Такое одиночество (даже – и особенно – в толпе) свойственно и героям более зрелых текстов Капоте, например Холли Голайтли из «Завтрака у Тиффани», чья насыщенная и блестящая светская жизнь не может защитить ее от воспоминаний о несчастливом детстве на Американском Юге во сне и наяву.
Трумен Капоте вместе с Харпер Ли подписывает экземпляры романа «Хладнокровное убийство» (1966)
Трумен Капоте тоже рос в Алабаме у дальних родственников, на одной улице с другой известной американской писательницей Харпер Ли, уже в зрелом возрасте выпустившей о своем детстве роман «Убить пересмешника»(1962), где в образе соседского мальчишки по имени Дилл она воссоздала образ юного писателя, с которым дружила потом всю жизнь. Материал для самого знаменитого романа Трумена Капоте «Хладнокровное убийство» друзья детства собирали в маленьком техасском городке вместе, участвовала Харпер Ли и в дальнейшем процессе создания этого уникального текста, ставшего первым романом жанра true crime. Сам Капоте задумывал написание такого романа задолго до преступления в Холкомбе, которое стало основой сюжета: «Я хотел создать журналистский роман, что-то большое, обладающее правдоподобием кино, глубиной и свободой прозы и точностью поэзии».
Капоте в Венеции во время одного из своих путешествий
В биографии и творчестве Капоте отдельное место занимают путешествия. Очерки о разных городах Америки, Франции, Испании и Марокко сегодня составляют важную часть творческого наследия писателя. Особняком среди них стоит очерк «Музы слышны. Отчет о гастролях “Порги и Бесс” в Ленинграде» о путешествии Трумена Капоте в Советский союз в декабре 1955 года. Название отсылает к периоду Холодной войне, во время которого состоялось несколько совместных культурных мероприятий, в том числе и описываемые Капоте американские гастроли (крылатое выражение, ставшее названием текста, основано на видоизмененной цитате Марка Туллия Цицерона «Когда говорят пушки, музы молчат» – от лат. Inter arma silent Musae). В СССР писатель возвращался неоднократно, и самый известный российскому читателю роман – «Завтрак у Тиффани» – дописывал в поезде «Ленинград-Москва».
Последний роман Капоте «Услышанные молитвы» так и остался незаконченным и не опубликованным при жизни, однако даже отдельные главы из него вызвали в американском светском обществе волну серьезных потрясений: в героинях скандальных историй знаменитости узнавали себя и своих знакомых. Капоте долго дружил со звездами, которые доверяли ему свои и чужие секреты, и публикация их не оставила равнодушными никого из участников. А вот читатели и литературные критики отнеслись к книге прохладно и продолжают считать главным текстом Трумена Капоте «Хладнокровное убийство».
Столетний юбилей писателя вновь привлек внимание исследователей и режиссеров к его наследию и биографии, однако художественные и документальные фильмы о Капоте все еще оставляют в истории его жизни множество пробелов и загадок, ключом к которым для внимательного читателя могут стать только книги Трумена Капоте.
Кафедра русского языка, литературы и речевой коммуникации