Занимаемая должность
Доцент кафедры русского языка, литературы и речевой коммуникации
Контакты
Ученая степень
Ученое звание
Доцент
Образование
2003 | Красноярский госуниверситет: 10.02.01 Филология. Русский язык (аспирантура);
1996 | Лесосибирский педагогический институт Красноярского госуниверситета, специальность: филология.
Диссертация
2003 «Стилистические фигуры, построенные по принципу синтаксического параллелизма, в современном русском литературном языке» (кандидат филологических наук).
Повышение квалификации
2025 | Рефрейминг установок в педагогическом контексте, г. Красноярск.
2023 | Психотехнологии влияния в педагогических коммуникациях. Уровень III», г. Красноярск.
2022 | Игровые методы преподавания в высшей школе в условиях смешанного обучения, г. Красноярск.
2022 | Инклюзивное образование в вузе, г. Красноярск.
2021 | Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, г. Красноярск.
2021 | Эффективное поведение в конфликте и в ситуациях психологического воздействия, г. Красноярск.
2021 | Вебинары в сервисах Mind, Zoom, Google Meet, Microsoft Teams, г. Красноярск.
2021 | Психотехнологии влияния в педагогических коммуникациях. Уровень I», г. Красноярск.
2021 | Психотехнологии влияния в педагогических коммуникациях. Уровень II, г. Красноярск.
2021 | Стратегии копинг-поведения. Профилактика эмоционального выгорания, г. Красноярск.
2020 | Групповая учебная деятельность в электронном курсе, г. Красноярск.
2020 | Судебная лингвистическая экспертиза в практической деятельности филолога, г. Красноярск
Научно-педагогическая и общественная деятельность
Чтение лекций и проведение практических занятий по дисциплинам «Теория и практика эффективного речевого общения», «Деловая коммуникация на русском языке», «Педагогическая риторика», «Риторические инструменты в преподавании лингвистических дисциплин», «Культура речевого общения», «Русский язык и культура речи», «Эффективные технологии речевой деятельности государственных служащих».
Научные направления:
Лингвистическая прагматика; экспрессивный синтаксис; эффективная коммуникация; педагогическая риторика; современные образовательные технологии в вузе и школе; межличностная коммуникация; деловая коммуникация на русском языке; русский язык в рекламе и пиар-технологиях; теория и практика эффективной речевой коммуникации; риторика; ораторское искусство, риторические инструменты в преподавании лингвистических дисциплин, речевой этикет.
В рамках гранта Министерства просвещения РФ участник проекта международного центра «Сибирь Точка РУ», целью которого стала популяризация русского языка и русской культуры в странах ближнего и дальнего зарубежья (более 1400 слушателей из разных стран, в их числе Китай, Испания, Италия, Португалия, Германия, Швеция, Мексика, Никарагуа, Куба, Колумбия, Вененсуэла, Гватемала).
Эксперт сектора по работе с одаренными детьми Департамента довузовской подготовки и нового набора Сибирского федерального университета; эксперт Отдела программ и проектов ДДПиНН СФУ научно-практической конференции школьников «Вектор в будущее» (направление «Филология»).
Эксперт Регионального центра по изучению и профилактике экстремизма и терроризма.
Эксперт Отдела содействия профессиональной карьере КГБОУ ДПО «Красноярский краевой центр профориентации и развития квалификаций».
Автор-составитель научно-популярной книги «Красноярцы в строю победителей 24 июня 1945 года» (книга стала победителем краевого конкурса «Книга года – 2020» в номинации «Лучшая книга о Великой Отечественной войне»). Издание подготовлено коллективом кафедры русского языка и речевой коммуникации Института филологии и языковой коммуникации по просьбе Красноярской городской местной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов «Красноярский городской Совет ветеранов».
Руководитель производственными педагогическими практиками бакалавриата (ИФиЯК СФУ).
Ключевые научные публикации
(за последние 5 лет или наиболее значимые)
Статьи
- Кузнецова А.А. Интимизация речи как коммуникативная тактика конструктивной и деструктивной коммуникации. Динамика языковых и культурных процессов в современной России. Выпуск 8. Материалы VIII Конгресса РОПРЯЛ (г. Красноярск, 10–14 сентября 2024 года) [Электронный ресурс] / редкол.: А. В. Коротышев, С. В. Вяткина, А. Д. Степанов, М. С. Шишков. СПб.: РОПРЯЛ, 2024. С. 210-215.
- Кузнецова А.А. О понятии «интимизация речи»: к постановке проблемы // Russian Linguistic Bulletin. 2023. №4 (40).
- Кузнецова А.А. О соотношении понятий «интимизация речи» и «диалогизация речи» (лингвопрагматический аспект) // Russian Linguistic Bulletin. 2023. № 5 (41).
- Кузнецова А.А. К вопросу о функционально-семантическом поле интимизации речи // Вестник филологических наук. 2023. Том 3. № 6. С. 158–162.
Учебники и учебные пособия
- Кузнецова А.А. Риторические инструменты в преподавании филологических дисциплин: учебное пособие. Красноярск, Сиб. федер. ун-т, 2022. 132 с.
- Кузнецова А.А. Педагогическая риторика: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2021. 88 с.
- Культура русской речи: учебная программа. Красноярск: СФУ, 2022 (2022-11-01). 24 с.
- Кузнецова А.А. Русский язык и культура речи (базовые компетенции) [Электронный ресурс]: [учеб. пособие для студентов вузов] / А.А. Бернацкая, И.В. Евсеева [и др.]; ред. А. П. Сковородников; Сиб. федерал. ун-т. Электрон. текстовые дан. (PDF, 3,1 Мб). Красноярск: СФУ, 2013. 510 c. (32,25 усл. п.л.) Изд. № 2807. Доступ в сети СФУ (дата обращения: 10.01.2014).
- Кузнецова А.А. Русский язык и культура речи (базовые компетенции): учебное пособие / под ред. проф. А.П. Сковородникова. Красноярск: Сиб. федерал. ун-т, 2015. 516 с. ISBN 978-5-7638-3242-6 (32,25 п.л.).
- Кузнецова А.А. Русский язык и культура речи (базовые компетенции): 19 раздел учебного пособия [Электронный ресурс]: [учеб. пособие для студентов вузов] / А.А. Бернацкая, И.В. Евсеева [и др.]; ред. А. П. Сковородников; Сиб. федерал. ун-т. Электрон. текстовые дан. (PDF, 3,1 Мб). Красноярск: СФУ, 2013. 510 c. (32,25 усл. п.л.) Изд. № 2807. Доступ в сети СФУ (дата обращения: 10.01.2014) (0,46 п.л.).
- Кузнецова А.А. Русский язык и культура речи: методические рекомендации к самостоятельной работе студентов [Электронный ресурс] / Авт.-сост.: И.Е. Ким, Г.А. Копнина, А.А. Кузнецова, А.Н. Смолина, А.Н. Сперанская; под ред. Г.А. Копниной. Красноярск: Сиб. федерал. ун-т, 2013.
- Кузнецова А.А. Конфликтологическая субкомпетенция // Русский язык и культура речи (базовые компетенции): учеб. пособие / под ред. проф. А.П. Сковородникова. – Красноярск: Сиб.федер.ун-т, 2015. С.434-445 (0,46 п.л.).
Грантовая деятельность
2019-2023 | В рамках Госконтракта # 70985/20 от 31.03.2020 Регионального центра по изучению и профилактике экстремизма и терроризма (мероприятия, проводимые Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, в рамках реализации Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019–2023 годы) и Координационного центра по вопросам формирования у молодёжи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма. 2020-2021 годы. Исполнитель. – URL: http://structure.sfu-kras.ru/node/1189.
2020-2021 | Грант в рамках федерального проекта (по поручению Президента Владимира Путина), государственной программы, направленной на оказание социальной поддержки коренным малочисленным народам Севера. Довузовская подготовка на базе Международной северной школы ИСиА СФУ; обучение по программам ДПО — на базе Международной бизнес–школы «Арктика». Образовательная платформа с бесплатными online–курсами, которые могут пройти представители КМНС. Организатором учебного процесса выступает Институт Севера и Арктики СФУ. Исполнитель. – URL: https://edu.snoword.ru/login/index.php.2020-2021 | Проект международного центра «Сибирь Точка РУ» (в рамках гранта Министерства просвещения РФ, целью которого стала популяризация русского языка и русской культуры в странах ближнего и дальнего зарубежья (более 1400 слушателей из разных стран, в их числе Китай, Испания, Италия, Португалия, Германия, Швеция, Мексика, Никарагуа, Куба, Колумбия, Вененсуэла, Гватемала). Исполнитель. – URL: https://online.sfu-kras.ru/enrol/index.php?id=220.
2008-2012 | Проект «Коммуникативные компетенции выпускника высшего учебного заведения в контексте модернизации профессионального образования в РФ (инвариантная модель)» (в рамках Государственного задания Министерства образования и науки РФ). Исполнитель.
2007-2010 | Внутренний грант СФУ (проект «Формирование коммуникативно компетентного специалиста в Сибирском федеральном университете», выполняемый в рамках «Программы развития СФУ на 2007–2010 гг.»). Исполнитель.