К 130-летию А.А. Ахматовой

24.06.2019

23 июня исполнилось 130 лет со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой.

Пожалуй, это одна из тех фигур, с которыми сильнее всего ассоциируется Серебряный век русской поэзии. Судьба в раннем детстве свела её с литературой – будущая поэтесса училась читать по «Азбуке» Л.Н. Толстого и жила в Царском Селе, где прошли лицейские годы А.С. Пушкина, – и в дальнейшем свою жизнь Ахматова строила по правилам искусства.

Ещё современники видели в её образе (словно она – произведение) подчёркнутую царственность, и даже маленький сын порой говорил ей: «Мама, не королевствуй!» Урождённая Анна Горенко взяла фамилию прабабушки и создала миф о своём чингизидстве: «А почему именно – Ахматова? Так это по имени моего пращура Ахмата... Предки мои были князьями в Золотой Орде...»

Большую роль в её жизнетворчестве играл образ поэта-пророка, к которому она обращалась на всём протяжении своего литературного пути и который особенно ярко проявлялся в самые горестные для неё и для всей страны времена:

Я гибель накликала милым,
И гибли один за другим.
О, горе мне! Эти могилы
Предсказаны словом моим.

Литературное новаторство Ахматовой, по выражению Б.М. Эйхенбаума, заключалось в «романности» лирики, что было замечено ещё современниками поэтессы – не только исследователями, но и собратьями по перу.

По выражению Б.Л. Пастернака, в ахматовской ранней лирике «крепли прозы пристальной крупицы». В 1943 г. в рецензии на книгу избранных стихов поэтессы он отметил, что главным достижением её поэзии считает «повествовательную свежесть прозы». В.В. Гиппиус писал в 1918 г.: «Я вижу разгадку успеха и влияния Ахматовой (а в поэзии уже появились ее подголоски) и вместе с тем объективное значение ее лирики в том, что эта лирика пришла на смену умершей или задремавшей форме романа. Рядовой читатель <…> не мог не плениться своеобразием этих повестей-миниатюр, где в немногих строках рассказана драма».

После долгих лет вынужденного забвения в период оттепели Ахматову снова начали печатать, её словно заново «открыли» и признали, причём не только в родной стране, но и за рубежом. В августе 1962 г. она была номинировала на Нобелевскую премию. В мае 1964 г. в музее В.В. Маяковского в Москве был проведён торжественный вечер в честь 75-летия поэтессы, а в декабре в Италии вышел сборник избранных произведений, и Ахматовой была вручена престижная международная премия «Этна-Таормина». Вскоре после этого Оксфордский университет решил присвоить ей степень почётного доктора литературы, и 5 июня 1965 г. в Лондоне прошла торжественная церемония облачения в мантию.

Сегодня, несмотря на десятилетия, прошедшие со времени смерти Ахматовой, мы всё ещё можем прикоснуться к ней настоящей – послушать стихотворение «Муза» в авторском прочтении.

Материалы подготовила:
преподаватель кафедры
журналистики и литературоведения
Кафедра журналистики и литературоведения

т. +7 (391) 206-26-88